На фоне смены высшего руководства в Дагестане, как это обычно бывает, начали циркулировать слухи об уходе людей, напрямую связанных с предыдущей властью. Одним из тех, кого активно и без сожаления «отправляют» в отставку, стал мэр Махачкалы Салман Дадаев, которого в республику в свое время пригласил Владимир Васильев. С приходом Сергея Меликова критика в адрес градоначальника звучит все громче.
Работу Салмана Дадаева в качестве руководителя дагестанской столицы в беседе с корреспондентом РИА «Дербент» прокомментировал экономический обозреватель еженедельника «Новое дело» Андрей Меламедов:
«На мой взгляд, каких-либо значительных изменений за два года работы Салмана Дадаева не произошло. Я говорю о положительных изменениях, поскольку по некоторым позициям наблюдается явный провал. По тому же мусору, по электричеству, по воде.
Сторонники Дадаева говорят о том, что за это время было отремонтировано множество махачкалинских улиц, дорог, благоустроенно площадок, отреставрировано дворов. Но надо понимать, что все это не инициатива Дадаева и не деньги города, это все федеральные программы, финансирование которых из года в год растет. Поэтому относить все эти работы к заслугам Дадаева не совсем корректно. Что же касается решения системных проблем, а их накопилось страшно много, то тут Дадаев, мягко говоря, не преуспел. За этот период не было реализовано ни одного серьезного проекта, который бы улучшил жизнь горожан.
Много лет пишу о том, что больше трети города (весь Ленинский район) снабжается некачественной, отвратительной питьевой водой из Хушетского водохранилища, «филиала» КОРа, давно превратившегося в сточную канаву. Ни разу не видел, чтобы Дадаев предпринял хоть какие-то шаги в этом направлении. Притом, что в настоящее время появились хорошие условия для решения этого вопроса.
Я имею в виду следующее. В связи с тем, что в Дагестан перебазируется Каспийская флотилия, власти республики вынуждены решать множество инфраструктурных проблем. Во время визита Михаила Бабича в Дагестан (этот чиновник курирует республику по поручению федерального центра) было озвучено, что Каспийск, который прирастет 40 тысячами нового населения, будет обеспечен качественной питьевой водой. Не из Хушета, не из КОРа, а из водовода, который по склонам Тарки-Тау от Ленинкента пройдет в сторону Каспийска и Избербаша. Запитываться он будет из Миатлинского водовода. При этом эта труба будет проходить мимо насосных на Тарки-Тау, откуда берут начало трубы, способные запитать Ленинский район Махачкалы. В связи с этим появляется уникальная возможность попутно с решением проблем Каспийска и Избербаша решить вопросы с водоснабжением Махачкалы. Естественно, если этим предметно заняться. Но Дадаев молчит и никаких шагов в этом направлении не предпринимает. И таких примеров отстраненности Дадаева от серьезных городских проблем могу привести массу.
Все мэры, приходящие в Махачкалу после Саида Амирова, разводят руками, говоря о том, что мы вынуждены жить в поле ошибок, допущенных Амировым. Дадаев тоже пошел по этому пути, даже не попытавшись заняться «работой над ошибками». Никаких системных изменений при нем не произошло. Увы.
Не занимался мэр и решением проблем на объектах, вызывающих серьезную озабоченность горожан. Взять то же умирающее озеро Ак-Гёль. Все положительные подвижки тут так или иначе связаны с деятельностью движения «Город наш». Совсем недавно именно они обнаружили выделенные под коммерческие объекты участки, часть которых находится на берегу, а часть – в воде. Т.е. речь идет об участках, которые застолбили с расчетом на то, что рано или поздно это озеро высохнет окончательно. Представители движения подали иск об аннулировании правоустанавливающих документов на эти участки. Это опять же результат работы общественного движения, но никак не мэрии, которая должна была давно провести ревизию всех объектов, находящихся вокруг озера.
Аналогичная ситуация наблюдается и вокруг Эльтавского леса – за последние годы не было никаких системных решений, которые пошли бы на пользу этому лесу и способствовали его сохранению.
Не самые позитивные итоги работы Дадаева, на мой взгляд, обусловлены тем, что опыт работы в Москве не подходит для Дагестана. В российской столице практически все инфраструктурные вопросы решены, и главе управы ими заниматься не приходится. Технические службы легко решают возникающие проблемы своими средствами, при этом практически не возникает экстремальных ситуаций. Естественно, у Дадаева опыта решения инфраструктурных проблем нет никакого. И поэтому надеяться на то, что он распутает клубок махачкалинских коммунальных проблем, попросту нереально.
И это закономерно. Попасть из столичных тепличных условий в город, где практически вся инфраструктура изношена на 75%, это тот еще стресс. Для решения этих проблем нужен грамотный и креативный кризисный менеджер, способный работать в нестандартных условиях и принимать нестандартные решения. Он должен или сам генерировать эти нестандартные решения, или привлекать людей, которые смогут предложить концепцию выхода из сложившихся инфраструктурного, строительного и прочих тупиков. Чего-чего, а тупиков в Махачкале хватает.
Увы, Дадаев ничего предложить не смог (что вполне ожидаемо), а профессионалов привлекать не стал. Специалистов в Дагестане хватает, в том числе и среди тех, кто был оппонентом Дадаева на «выборах» мэра Махачкалы. Насколько мне известно, никого из них, несмотря на свои обещания, Дадаев в качестве экспертов и помощников не пригласил.
Васильев при назначении Дадаева говорил, что во главе Махачкалы ему нужен человек, равноудаленный от всех кланов, групп влияния. Как оказалось, все это – дело наживное. Дадаев достаточно легко встроился в систему, а системной работы организовать не смог. В итоге получилось так, что годы работы Дадаева можно считать потерянными для города».
https://riaderbent.ru/moskovskij-opyt-salmana-dadaeva-dlya-mahachkaly-ne-podhodit-andrej-melamedov.html
Анализируя многочисленные реплики в тексте Андрея Львовича Меламедова о том, что московский опыт Салмана Дадаева не подходит для Махачкалы, не могу не согласиться с искренне уважаемым мною автором, который давно и подробно пишет об успехах Махачкалинского морского торгового порта.
Сами публикации об успехах Махачкалинского морского торгового порта говорят о том, что Андрей Львович - признанный эксперт. Ведь в Махачкалинском морском торговом порту, как мы знаем, кому попало писать о своих успехах не позволяют. А значит экспертный статус Андрея Львовича подтверждён в Махачкалинском морском торговом порту.
Подытоживая же текст Андрея Львовича, можно выделить прописанный им между строк вывод о том, что опыт Салмана Дадаева для Махачкалы не подходит только потому он московский и в силу этого по местным понятиям не канает. Соответственно, управлять Махачкалой можно лишь на основе местных понятий, которые здесь воспринимают, а значит потому они эффективны.
С этими выводами сложно не согласиться. Наиболее эффективным управленцем в системе управления, построенной на местных понятиях, как мы помним был Саид Амиров. Что наглядно доказано пожизненным сроком заключения за терроризм. Эффективными были и его преемники с местным понятийным опытом - Магомед Сулейманов и Муса Мусаев, также сумевшие доказать свою опытность в местах лишения свободы.
На их фоне назвать Дадаева эффективным в дагестанских реалиях управленцем, конечно, нельзя. Правда, вопрос вовсе не в этом. В ноябре 2017 года Владимир Васильев обьявил, что в Дагестан пришла Россия. И в той системе координат Дадаев был эффективен. Поэтому всякий, кто в декабре 2020 года говорит про неэффективность Дадаева должен обязательно пояснять по какой причине он перестал быть эффективным.
Я эту причину сейчас назову:
Салман Дадаев со своим московским опытом неэффективен только в том случае, если Россия из Дагестана снова ушла!
https://t.me/hinkala_net/3900