Патимат Тахнаева: Пятитысячникам. «Олень с тоской во взоре и меланхолическая свинья»

 «Олень с тоской во взоре и меланхолическая свинья». Думаю, кавказоведы поймут, о чем я. Так называлась «полемическая» статья, опубликованная в 1932 г. в академическом издании. Авторы статьи, точнее, рецензии на книгу А.С. Башкирова об искусстве Дагестана, известнейшие ученые (я не буду называть здесь их имена, стыдно), тем самым подписали приговор своему коллеге – она заканчивалась словами о "вредной деятельности" Башкирова, который "неправильно понимает марксизм". В действительности, авторы статьи преследовали цель дискредитировать своего конкурента по изучению древнего искусства Кавказа и убрать его с дороги. И у них получилось. Прекрасный исследователь А.С. Башкиров был арестован, репрессирован, и на годы растоптан как ученый. Как «вредитель».

В наше  время, два дня назад ученым «вредителем» публично был назван проф. М.С. Гаджиев. Гневный обвинительный текст со страницы инстаграм Х.М. Абакарова (бывшего мэра г. Дербент, ныне высокопоставленного чиновника) мгновенно разлетелся в сети, вызвав к жизни тот звериный вой толпы, который в 30-е на митингах требовал расстрелять «вредителей» и «врагов народа». Я смотрела многочисленные комментарии в инстаграм – они дышали ненавистью к профессору.  Ах как же долго они ждали этого сладостного момента, когда вот так, открыто, толпой, стало можно предавать его улюлюканью – ведь им сверху дали команду «фас!».
 Я не стану писать о той скандальной и ангажированной международной конференции «Загадка крестово-купольного сооружения в архитектурном комплексе «Цитадель Нарын-кала», которая стала причиной вспыхнувшего конфликта, нелепого, дурацкого – между двумя умными и сильными мужчинами (и очень разными).  Но здесь случилось ужасное – М.С. Гаджиева, доктора исторических наук, который 45 лет посвятил изучению Дербента, обвинили не только в том, что он «вредитель Дербента и Дагестана» (спасибо тов. Сталину за этот убийственный ярлык - сквозь времена), но и в том, что «именно благодаря его «усилиям» возраст древнейшего города России с 5000 тысяч лет сократился до 2000 лет». 

Последнее обвинение буквально разорвало ящик Пандоры. С 2015 г. в нем копилась свинцом, ртутью или «новичком», тяжелая и ядовитейшая ненависть к профессору –  дербентцев, окрестных жителей и иже к ним примкнувших.

Почему? Потому что дербентцы, окрестные жители и иже к ним примкнувшие истово уверовали в пятитысячелетие города Дербента. Настолько истово, что были готовы не только свой лоб расшибить, но и каждому, который усомнится в этой цифре. Откуда она взялась? В 1986 г. на раскопках в цитадели Нарын-Кала, в нижних слоях раскопа было выявлено поселение эпохи ранней бронзы, IV–III тысячелетие до н. э., то есть примерно пять тысяч лет тому назад. Вскоре, в 1989 г. вышел красочный путеводитель-альбом (тиражом 50 тыс. экземпляров), назывался он «Дербенту 5 тысяч лет». Надо ли здесь говорить о том, что это не научное издание, а путеводитель с небольшим текстом? Броское название, огромный тираж –  в итоге идея «5000-летия» как-то нездорово овладела дербентцами. 

Но Дербенту не 5000 лет, а 2000. Решение о возрасте города Дербента после обсуждений в Российской академии наук приняли две независимые комиссии РАН – комиссии Института археологии РАН и Института востоковедения РАН. На основе выводов этих комиссий, изучивших все отчеты об археологических раскопках в Дербенте и свидетельства письменных источников, было сделано заключение РАН, которое легло на стол Президента РФ В.В. Путина, который в 2015 г. подписал соответствующий указ о праздновании 2000-летия Дербента. 
Дербентцы неслыханно обиделись. Оскорбились.  Понятное дело, Путина «обманули» – «вредители». И слышать не хотели ученых, почему произошло такое расхождение в цифрах? 
Почему? 

Потому что есть научные принципы, на основе которых определяется возраст того или иного населенного пункта. И прежде всего – это хронологическая, историческая непрерывность его развития. А непрерывно развивается древнее поселение Дербента на протяжении последних двух тысяч лет. Вот между тем поселением, которое было пять тысяч лет тому назад и следующим поселением, от которого берет начало собственно Дербент, хронологическая пропасть почти три тысячи лет. Три тысячи! 

Но толпа, дербентцы и иже к ним примкнувшие, предъявили счет за утерю этих тысяч проф. М.С. Гаджиеву, в течение 45 лет ведущего исследования в Дербенте, 25 лет руководящего Дербентской археологической экспедицией. 

Ну, а если «забить», как на рынке на честность - на научные принципы, то, к примеру, если бы раннепалеолитическую стоянку Айникаб (Акушинского района) выявили в районе Дербента, то толпа радостно объявила бы возраст своего города в два миллиона лет, ну, полтора. Умри, Иерихон со своими  жалкими 10 тысячью годами! И ты, наука, со своими принципами! 
Но мы – не на рынке. 

Хуже. В Дербенте. Здесь на ученых запросто средь бела дня  падают с неба "олени с тоской во взоре" и всякие "меланхолические свиньи".