Следователи завершили расследование дела об убийстве учредителя газеты "Черновик" Хаджимурада Камалова, не изучив все версии, заявили адвокаты двух обвиняемых. Родные убитого поспорили об эффективности расследования дела.
Как писал "Кавказский узел", в марте 2018 года родные и коллеги Хаджимурада Камалова сумели добиться передачи дела о его убийстве в центральный аппарат Следственного комитета России. Дело об убийстве Камалова направлено в Генпрокуратуру для утверждения обвинительного заключения, отчитался 29 сентября Следком. Заказчиком преступления был назван бывший вице-премьер Дагестана Шамиль Исаев, несмотря на критику этой версии со стороны родных убитого.
В организации и убийстве Хаджимурада Камалова обвинены четверо уроженцев Дагестана - Мурад Шуайбов, Магомед Хазамов, Магомед Абигасанов и Шамиль Исаев. Им предъявлены обвинения по ч. 3 ст. 33 ст. 277 (организация посягательства и посягательство на жизнь общественного деятеля), чч. 1,2 ст. 209 (бандитизм), ч. 1 ст. 205.1 (содействие террористической деятельности) и ч. 3 ст. 222 (незаконные приобретение, хранение, ношение оружия, его основных частей, боеприпасов) УК России, в зависимости от той роли, которую, по версии следствия, они исполняли в преступлении.
Магомед Хазамов не признает вину в убийстве Хаджимурада Камалова, заявил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Кирилл Скарабевский. "Он постоянно указывал, что никакого отношения к преступлению не имеет. Позиция у моего доверителя прямолинейная, и он ни разу от нее не отступал", - сказал защитник.
Адвокат считает, что завершение уголовного дела и направление его прокурору было преждевременным, так как в ходе следствия не проверены все возможные версии. "Достаточного времени для ознакомления с материалами дела, с учетом их объема, нам предоставлено не было. Мы считаем, что следователям необходимо было проверить и другие версии, однако это не было сделано вообще. Обвинение делает упор на статьи в "Черновике", которые касаются только Шамиля Исаева, в то время как в том же 2011 году были и другие, более жесткие и хлесткие статьи про других лиц. В том числе с критикой сотрудников правоохранительных органов. Но они не были вообще изучены. Отрабатывали только одну версию о причастности Исаева, и все показания подгоняли под эту версию. Отсюда и противоречивые показания свидетелей, которые менялись по ходу следствия", - указал Скарабевский.
У Хазамова имеется алиби, которое подтверждается собранными следователями материалами, отметил он. "Магомед Хазамов в момент преступления находился в своей квартире. Все, кто в это время был с ним, подтвердили это. Их показания были проверены на полиграфе, есть заключение экспертизы [...] но эти факты ими игнорируются", - сказал адвокат.
Дело не должно попасть в суд в таком виде, считает Скарабевский. "Расследование должно продолжаться, чтобы установить все обстоятельства произошедшего [...] Расследование должно быть проведено тщательно, с проверкой всех версий", - указал он.
Следствие проведено необъективно, согласен адвокат Мурада Шуайбова Асад Джабиров. "Мурад Шуайбов свою вину не признает. Я считаю эту позицию обоснованной, так как следствием не были проверены все возможные версии преступления", - отметил он. Дальнейшие действия защиты будут предприняты в зависимости от решения прокуратуры, сказал адвокат.
Адвокат Шамиля Исаева воздержалась от комментариев относительно предъявленных обвинений.
Магомеда Хазамова задерживали в 2015 году. 14 апреля 2018 года во время обыска в доме Хазамова были найдены патроны, гранаты, взрыватели и наркотические вещества, это стало основанием осудить его 11 декабря 2018 года на три года и месяц. Хазамов не признал своей вины. По словам защиты, от него требовали дать показания против людей, которые могут быть причастны к убийству Камалова. Повторное уголовное преследование Хазамова основано на свидетельствах его бывшей жены, которая изменила первоначальные показания, указал ранее учредитель "Нового дела" Ахмед Чилилов.
Мурад Шуайбов был задержан по подозрению в убийстве Камалова еще в декабре 2012 года, позднее его осудили за убийство журналиста Малика Ахмедилова. Адвокат Шуайбова ранее заявлял, что его подзащитный не признает вину.
Шамиль Исаев в январе был приговорен к четырем годам и шести месяцам колонии. Суд признал его виновным в присвоении 56,4 миллиона рублей. Эти деньги, по данным следствия, были выделены из бюджета на восстановление турбазы "Орлиное гнездо" в Гунибском районе Дагестана, указано в биографической справке об Исаеве на "Кавказском узле".
Родные оценили эффективность расследования убийства Камалова
Брат Хаджимурада Камалова Магди Камалов, признанный потерпевшим по делу, считает, что пытаются осудить невиновных. "Я и раньше заявлял о том, что это фальсифицированное дело. А сейчас, после изучения всех материалов дела, я в этом только еще больше убедился", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
По его мнению, все обвинение строится на "выбитых показаниях" и "свидетельствах людей, зависимых от следователей". "Я хочу, чтобы [...] были осуждены те, кто действительно убил моего брата. У Исаева, как я считаю, не было мотива заказывать убийство. Обвинение ссылается на две публикации в "Черновике", из-за которых, по версии обвинения, и было совершено преступление. Но одно из них не имеет отношения к Исаеву, а автором второго вообще был не брат", - отметил Магди Камалов.
По его мнению, Исаева привлекли, так как после громкого задержания ему так и не смогли предъявить серьезных обвинений. "Следствие, которое велось сначала в Дагестане, а затем в СКФО, рассматривало только одну версию. Другие версии никто отрабатывать не стал. Этой же версии, без дополнительного изучения, придерживаются теперь московские следователи", - считает Магди Камалов.
Он пояснил, что говорить о деле в деталях не может, так как перед ознакомлением с материалами у него взяли подписку о неразглашении.
Главный редактор газеты "Новое дело" Гаджимурад Сагитов отметил, что оценку работе следователей общественность сможет дать после того, как доводы и аргументы обвинения будут озвучены на суде. «Пока же важным является позиция Магди Камалова. Кроме близких людей, никто так сильно не заинтересован в том, чтобы следствие велось объективно и были привлечены виновные. Пока же мы видим, что Магди Камалов не согласен с позицией следствия" - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
После передачи уголовного дела в Москву расследование дела стало проводиться серьезно, установили заказчика преступления, отметил председатель Союза журналистов Дагестана Али Камалов, который приходится родственником Хаджимураду Камалову. "Версия о причастности Исаева рассматривалась с самого начала. Однако он тогда не был привлечен. И сейчас эта версия подтвердилась. Я считаю, что следствие пришло к правильному конечному выводу", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла". По его словам, у Хаджимурада Камалова и Шамиля Исаева были личные неприязненные отношения.
https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/354795/