Прошедшая неделя ознаменовалась несколькими знаковыми заявлениями Главы Дагестана Владимира Васильева. В частности, в рамках обсуждения реализации нацпроектов в республике руководитель субъекта РФ признал, что, несмотря на наличие денег, многие проблемы в регионе так и не находят своего решения. Причиной этому, по словам Главы РД, стало нарушение всех принципов организации работы.
В то же время Васильев, обращаясь к руководителям муниципалитетов, которые, по его словам, в прежние времена бездействовали из-за отсутствия денег, заявил о том, что сейчас должны будут отвечать за все перед населением, напомнив, о неподкупных общественных контролерах.
Кроме того, Васильев подверг жесткой критике работу по сбору налогов в Дагестане. Так, он сообщил о том, что темпы собираемости налогов, несмотря на наличие «непаханого поля», упали вдвое – 10% прироста в сравнении с 20% в 2018 году. Он также добавил, что целые отрасли экономики республики продолжают оставаться в тени. На примере «легализовавшихся» АЗС, руководители которых будут на год освобождены от уплаты налогов, он призвал представителей бизнеса последовать примеру своих коллег.
Также Васильев не преминул бросить булыжник в огород бывших глав республики, заявив о том, что в Дагестане выявлена налоговая база с огромным потенциалом, несмотря на утверждения прежних руководителей об обратном.
В беседе с РИА «Дербент» экономист Маир Пашаев отметил, что недавняя критика, с которой глава РД Владимир Васильев обрушился на налоговиков и глав муниципалитетов в связи с недостаточностью налоговых сборов демонстрирует полное непонимание экономики по сути у него самого и его правительства.
«Во-первых, вычисляемый расчетным методом или экспертными оценками налоговый потенциал Дагестана, даже установленная налогооблагаемая база республиканской экономики, не означают соразмерный им возможный уровень сбора налогов, а объем реальных сборов, тем более. В настоящее время это около 90, 60 и 30 млрд руб. соответственно. Хотя никто не проводил структурный, факторный, экономический или управленческий анализ – на чем обосновано требование Васильева увеличить сбор налогов, и за счет чего может быть достигнут рост? Обеление экономики не означает автоматический рост сбора налогов. Если в заявлении Васильева намек на коррупционную составляющую в сфере администрирования налогов, то надо бы об этом заявить прямо и назвать цифры прямых потерь.
Во-вторых, налоги вторичны — они производны от структуры экономики, фазы экономического цикла (кризис, стагнация, оживление, рост), количества налогоплательщиков и состояния их реальных доходов за конкретный период. С этими категориями проблемы. Не менее важны мотивация и стимулы бизнеса на долгосрочный период — сегодня их нет.
И, в-третьих, эффект низкой базы прошел — увеличение сбора на 20% за первый год, на 10% за второй, а на третий год, возможно, только на 5% — это нормально. Вы не можете увеличивать надои молока у коровы на 20% в день, сколько бы ее ни кормили. Более того, небольшое стабильное 5-7% увеличение сбора налогов в год лучше, чем 20% скачки — у бизнеса остается возможность, определенный период, адаптироваться к новым налоговым требованиям», — пояснил эксперт.
По мнению собеседника агентства, тактика выжатого лимона, которую Васильев по профессиональной привычке начал применять по отношению к бизнесу и в условиях увеличения налогов со стороны государства, опасна для экономики и губительна для бизнеса. «У предприятий остается все меньше и меньше средств на операционную деятельность, обороты снижаются, рентабельность ухудшается, а на развитие вовсе средств не остается, реальные доходы населения снижаются пятый год подряд, снижая платежеспособность спроса», — пояснил экономист.
Говоря о кадровом вопросе, Маир Пашаев отметил, что ему неизвестно на какие кадры сделал ставку Васильев, «но, однозначно, чем больше в правительстве генералов и полковников, тем хуже. Кстати, профессиональный уровень сотрудников федеральных территориальных органов, как правило, на порядок выше, чем в правительственных ведомствах и муниципалитетах».
«Ругать не хочется – хвалить не за что», — так в беседе с РИА «Дербент» предприниматель Махач Омаров охарактеризовал ситуацию с собираемостью налогов в Дагестане.
Собеседник агентства согласился с заявлением Владимира Васильева о большом потенциале налоговой базы в республике, однако усомнился в наличии лиц, заинтересованных в его увеличении.
«Такие люди должны быть на всех уровнях, однако в этом, в первую очередь, не заинтересованы главы администраций городов и районов. Если они увеличат свою налоговую базу, то потом будут вынуждены отчитываться за эти деньги. Поэтому они стремятся удерживать ее на среднем и даже низовом уровне, более того, стремясь ее сокращать, чтобы в итоге продемонстрировать собираемость 90 и даже 100%. И происходит это несмотря на указания сверху», — пояснил он.
Также собеседник агентства, комментируя заявление Васильева о том, что «раньше не было денег, и голова не болела. Сейчас они есть, но многие проблемы не решаются», заявил о существовании системной ошибки на уровне принятия решений об осваивании бюджетных средств.
По словам Омарова, многие дагестанские чиновники, деятельность которых связана с осваиванием больших объемов бюджетных средств, делают это сейчас с большой осторожностью и даже опаской, во многом из-за того в их памяти свежи недавние массовые аресты их коллег.
«На мой взгляд этому делу нужно придать больше системности: меньше зависеть от чиновников – больше зависеть от самой схемы реализации планов. Пока выходит так, что есть проекты, деньги, огромные штаты, но движения нет и деньги сгорают», — добавил эксперт.
Также Махач Омаров коснулся проблемы кадров, заявив о том, что не ясно, кто сегодня в Дагестане дает оценку деятельности глав муниципалитетов и работы отдельных министерств. «Кто ядро заинтересованных людей в оценке каждого чиновника? У нас его просто нет, поскольку оценка идет на уровне главы региона. Поэтому именно они в ответе за проблемных чиновников республики и проваленное ими направление», — заключил эксперт.