Подробности задержания кавказских студентов в Москве

Ингушские студенты Российского Геологоразведочного университета, задержанные накануне московскими силовиками, рассказали об избиении и хищении их имущества


Порядка пятидесяти студентов РГГРУ, 37 из которых - ингуши и чеченцы, ранним утром 17 декабря были подняты со своих постелей в общежитии и доставлены в три районных отдела полиции по городу Москве.


Водворению в отделы полиции предшествовал весь сопутствующий российским силовикам антураж: каски, маски, автоматы, вынос дверей, укатывание всех в пол, применение спецсредств, избиение, а также хищение материальных средств и имущества у студентов, рассказали пострадавшие.



Утро не задалось


Силовики в количестве около 150 человек ворвались в 5.00 утра 17 декабря в здание общежития, где проживает около 28 ингушей. Всех их они знали пофамильно, искали адресно, а находя, выводили в коридор и укладывали лицом в пол. Некоторых прежде избили, рассказали студенты "Кавказ.Реалии".


"Меня, брата и двух друзей моих не били, нас провоцировали, но мы не оказали сопротивления. На нас наступали, матерились, чтобы мы хоть какое-то действие предприняли", - рассказывает один из студентов, Илез Дахкильгов.


Студентам со второго и третьего этажей повезло меньше, говорит очевидец.


"К ним зашли сразу в комнаты и начали избивать. Трое студентов - Беслан Султыгов, Мовсар Плиев и Ислам Хашиев - как только открыли им дверь, силовики со словами «Лежать, сука», ударили Ислама по лицу, затем сразу скрутили, руки за спину, дальше начали оскорблять и избивать Беслана и Мовсара. Среди них еще был старший брат Ислама, Хашиев Мухаммад, они спросили, есть ли среди них спортсмены, и когда те ответили, что есть - в ответ прозвучало: «А, суки, значит у вас здоровье хорошее!» - и начали избивать сильнее", - рассказывает Илез.


"Хашиева за ноги выволокли в комнату к первым троим и начали избивать резиновым молотком, которым кладут плитку. Любой вопрос - неважно, как они ответят, - они ударяли их этим молотком. Ислама развернули лицом вниз, положили кофту на лицо и начали избивать по голове", - рассказывает студент.


Спортсменов избивал сотрудник с позывным "Боец". Один из ударов "Бойца" пришелся в пол, потому что Мухаммад Хашиев, будучи боксером, сумел увернуться, после чего в сопровождении мата силовики стали жестоко избивать студента.



Травка, деньги, два ствола


Российские федеральные издания со ссылкой на представителей силовых структур сообщили, что у задержанных изъяли травматическое оружие и наркотические средства.


Травматические пистолеты действительно были у Беслана Султыгова и Мовсара Плиева, как и законно полученные разрешения на ношение этого оружия, рассказывают студенты. Только они находились в сейфе, откуда предварительно силовики их достали, а далее сделали снимки для прессы. Из сейфа Беслана силовики достали, помимо травмата, еще и 25 тысяч рублей, которые бережно положил в карман один из силовиков. Беслан свои деньги больше не видел.


Спецоперацию проводили представители ФСБ, МВД и ОМОНа, сообщают студенты. На вопросы, за что и почему — никто не отвечал.


До 8.30 студенты пролежали на полу общежития, после чего их развезли по трем райотделам полиции - ОВД Зюзино, Черемушкинский и Обручевский ОВД. Некоторые студенты даже не смогли одеться и простояли на морозе без верхней одежды.



В общежитии у студентов выломаны двери в комнаты, перевернута и сломана вся мебель.


"Всю нашу мебель они перевернули и сломали, там даже спать негде. У нас забрали 115 долларов, 10 евро, у меня забрали часы Apple Watch, кого не спроси - всех ингушей избили. У многих изъяли телефоны, IPhoneX, у одного даже боксерские перчатки украли. Когда нас спустили в автобусы, там были только ингуши и чеченцы, более никого. Подъехали представители постпредства, подняли панику - мол, почему именно ингушей задержали. Только из-за этого они для галочки вывели около четырех представителей Таджикистана, троих дагестанцев, двоих кабардинцев и афроамериканцев. У последних при обыске нашли наркотики. Для СМИ они заявили, что эти наркотики они обнаружили у ингушей", - рассказывает Илез Дахкильгов.


На озвученные в СМИ обвинения представителей вуза о том, что ингушские студенты якобы установили свои порядки в общежитии, Дахкильгов ответил, что это "искажение фактов".


"В этом общежитии нет никаких своих законов и правил у ингушей. Бывает, что пьяные девушки включают музыку, танцуют, мешают заснуть, и когда мы стучимся к ним в дверь, говорим, чтобы успокоились и не мешали спать - они на следующий день идут жаловаться, что мы к ним вломились, угрожаем", - заключил студент.



Вуз зарапортовался


О том, что к ингушским студентам действительно ранее не было никаких претензий, подтверждает в комментарии для "Кавказ.Реалии" и руководитель молодежного крыла Российского конгресса народов Кавказа Магамед Котиев.


"Во времена моей работы заместителем постпреда Ингушетии я занимался вопросами молодежи и не припомню, чтобы с этого вуза были какие-то жалобы. Каких-то серьезных проблем с этим вузом не возникало. В Конгресс обычно доходят вопросы глобальные, локальные бытовые конфликты могут обойти нас стороной, но и здесь таких проблем с этим вузом связано не было", - рассказал Котиев, отметив также, что информации о спецоперации в этот день вдругих вузах у него нет.


Котиев задает логичный вопрос - если все задержанные после такой спецоперации с громкими заявлениями отпущены на свободу, не говорит ли это о имеющемся превышении полномочий со стороны силовиков?


"Задержание некоторые называют профилактическим мероприятием, некоторые - ответом на конфликт, якобы произошедший между ингушами и таджиками соседнего вуза. Но если таковой был, то нужно было задержать фигурантов этого дела, а не всех подряд. На причастных завести дела. Если конфликт, как утверждается, был между студентами-ингушами из РГГРУ и таджикскими студентами из РУДНа и его зачинщиками были ингуши, то почему он произошел не на территории РУДНа? Кто к кому пришел выяснять отношения? И в конце концов, непонятно, почему всех в итоге выпустили. Виновных разве не следует задержать? И больше всего меня беспокоит, почему задержание было с применением насилия", - заявил Котиев.


Некоторые издания со ссылкой на представителей ректората вуза сообщают о том, что "профилактическое мероприятие силовиков" было воспринято в университете с одобрением. Мол, давно пора было. При этом другие издания сообщают, что руководство вуза направило в МВД запрос с требованием разъяснить причины проведения спецмероприятия и задержания студентов.






19 декабря московские грубо задержали более 60 уроженцев Северного Кавказа (в основном, Чеченской республики), проживающих в общежитии на Алтуфьевском шоссе. Всех задержанных увезли в отделения полиции, где расспрашивали "по поводу проживания в Москве", рассказывала нам задержанная Мадина Аушева.


По словам другой задержанной, Малики, в 5 утра к зданию подъехали 7-8 полицейских машин и автобусов ОМОНа (Росгвардия), на ним прибыли около 100-120 вооруженных силовиков, которые начали врываться в комнаты жильцов общежития и, ничего объяснив, не показав документы и не дав нормально одеться, заставили всех выйти в коридор.


"Выставили женщин, детей. Буквально за шкирку хватали и выкидывали, - рассказывает Малика. - Я болею, в Москву приехала на лечение, а не для того, чтобы воевать с кем-то! Когда моя дочка спросила, "можно я заведу мать?", они стали кричать: нет, давай собирайтесь, вперед!"


Женщина отмечает, что рейд проводили исключительно против жителей Северного Кавказа, в основном Чечни: "Комендант общежития — чеченец. Если не поэтому, я не знаю почему. Там проживают и русские семьи, но они забрали только чеченцев, ингушей".


По словам Малики, с детьми оставили только одну женщину — мать пятнадцатилетнего инвалида-колясочника, которого силовики поначалу тоже попытались забрать, но когда поняли, что мальчик не может ходить, оставили в общежитие. Всех взрослых правоохранители заставили выйти из здания, позволив взять только паспорта. Почти 40 человек погрузили в один автозак, поэтому "всем пришлось стоять", и повезли в ОМВД Лианозово, остальных распределили в две другие машины и развезли по разным отделениям полиции.


"Мы говорили, что места [в автозаке] уже нет, а они отвечали: потерпите, кто вас звал в Москву, сидели бы в своей Чечне. Я не стерпела, стала говорить, что я гражданка Российской Федерации, что они не имеют права со мной так говорить, требовала сказать, на каком основании нас задерживают. А они говорят: мы делаем, что хотим, - рассказывает собеседница "Кавказ.Реалии". - Они говорят, мол, вы у себя в Чечне даже пикнуть боитесь, вы же вздохнуть боитесь в присутствии Рамзана [Кадырова]".


После того, как задержанных подвезли к отделениям полиции, их несколько часов продержали в машинах, поскольку рабочий день еще не начался. Малика говорит, что в автозаке выключили свет и открыли дверь. Было холодно и темно, рассказывает Малика.


Часам к девяти утра людей стали выводить по пять человек и заводить в отделение. Там у них забрали паспорта, фотографировали, снимали отпечатки пальцев.


"Мы попросили дать старшего, хотели спросить, кто дал распоряжение, и нам [один из сотрудников полиции] стал говорить: вы мне тут еще указывать будете, я сейчас на вас ОМОН напущу, вы даже пикнуть не сможете. Мы потом поняли, что это и был начальник отделения полиции", - рассказывает собеседница "Кавказ.Реалии".


По словам Малики, когда она сказала, что будет добиваться привлечения сотрудников полиции к ответственности, ей начали угрожать и обещать устроить проблемы.


"Если кто-то что-то нарушил, я не против, чтобы наказали, но надо ведь по закону, а тут [пострадали] те, кто просто работает, зарабатывает на жизнь. Многие в тот день, выходит, прогуляли работу, но никаких справок в отделении не дали. Я смогла добиться только для двух девушек", - жалуется Малика.


Московский адвокат Роза Магомедова сообщила "Кавказ.Реалии", что намерена разобраться в ситуации и готова оказать задержанным юридическую помощь.


Отреагировали на массовые задержания и в Чечне: уполномоченный по правам человека в регионе Нурди Нухажиев назвал массовое задержание уроженцев региона в Москве превышением служебных полномочий.


"Надо выяснять, была ли у полиции информация о скрывающихся в общежитии преступниках, имелись ли доказательства их причастности к каким-то преступлениям. Нужно ли было будить людей, заходить в разные комнаты, выставлять жильцов в коридоры с применением силы и держать там людей по несколько часов. <…> В действиях сотрудников полиции усматривается превышение должностных полномочий, что карается уголовной статьей", - сказал омбудсмен.


Нухажиев добавил, что намерен обратиться к прокурору Москвы с просьбой "среагировать на случившееся и дать правовую оценку действиям сотрудников полиции".


В МВД Москвы комментировать ситуацию не стали.