[caption id="attachment_24861" align="aligncenter" width="336"]
В смутный период начала 1990-х по всей России стали массово возникать так называемые «национальные движения», лидеры которых не думали ни о чем ином, кроме личного обогащения. Дагестанский город Дербент это явление тоже не обошло стороной. Наиболее активным здесь оказалось азербайджанское национальное движение, которое возглавили двоюродные братья – Сейран Гаджиевич и Мовсум Гилалович Рагимовы. Возглавили столь успешно, что добились для себя немалых материальных и карьерных благ.
Сейран Рагимов сегодня является генеральным директором ОАО «Радиоэлемент», первым заместителем председателя Общественной палаты Дербента и председателем Дагестанского регионального отделения Всероссийского Азербайджанского Конгресса. Также Сейран вошел и в Состав Координационного совета (около 100 членов) азербайджанцев мира, избранный на IV Съезде азербайджанцев мира в июне 2016 года. Первым по списку там значится Ильхам Алиев. Успехи Мовсума Рагимова также удивляют — он сегодня руководитель Собрания депутатов городского округа «город Дербент», то есть второе лицо в южном форпосте России.
Углубляясь в биографию этих «героев», нетрудно обнаружить материал «По капле озеро полнится» (Фархад Агамалиев, 12 апреля 2007 г.), опубликованный в издании Всероссийского Азербайджанского Конгресса (ВАК) и большей частью представляющий собой интервью с Сейраном Гаджиевичем Рагимовым. Симптоматично начало данного материала, посвященное сравнению вида на Дербент с высоты Нарын-калы с видом на Баку с высоты Шахидлер Хиябаны (мемориал азербайджанцам, погибшим в 1990 году в ходе столкновения с советскими солдатами). Откровенность Сейрана Рагимова в этом эпизоде закаливает: «В январе 1990 года у нас здесь тоже могло возникнуть захоронение Шахидов. Тогда наши женщины легли на рельсы и остановили эшелоны с солдатами, посланными расстреливать Баку. Мужчины в это время минировали железнодорожный мост. Мы решили: через Дербент они в Баку не прорвутся! Эти два эшелона 21 января вернулись обратно».
Судя лишь из содержания данного материала, основанного на словах самого Рагимова, можно вполне уверенно заявить, что в 1990-х гг. Сейран Рагимов фактически создал незаконное вооруженное формирование, имевшее сепаратистские цели и действовавшее террористическими методами против советского (а значит и российского) государства. Об одном из планировавшихся терактов Сейран Рагимов рассказал далее в этом же интервью.
Признание Рагимова о создании в Дербенте под его руководством незаконного вооруженного формирования антироссийской направленности подтверждаются сведениями из книги профессора ДГПУ, общественного деятеля Гаджи Абдурагимова, вышедшей в свет 23 года назад («Кавказская Албания – Лезгистан». Санкт-Петербург, 1995 г., стр. 367-371). Как повествует Абдурагимов, «Следует сказать и о том, что директор завода «Радиоэлемент» г. Дербента Сейран Рагимов со своими подручными ночью с 2 мая на 3 май 1994 г. привезли две машины автоматов и пулеметов из Азербайджана и по списку раздали формированиям азербайджанцев в Джума-мечети.
Отметим, Джума-мечеть Дербента несколько лет назад захвачена шиитами и превращена в идеологическую и военную базу сепаратистов. Там хранят оружие, о чем знают в руководстве Дагестана и правоохранительные органы республики, однако против националистов и экстремистов ничего не было предпринято. Наоборот, последних поощряли и поощряют. Иначе, как объяснить, что ярый националист и экстремист Сейран Рагимов, раздавший оружие боевикам, разгуливает на свободе, совершая новые провокации.
В своем интервью Сейран Рагимов также говорит, что: «В соответствии с общим количеством азербайджанцев в Дагестане как минимум три из депутатских мандатов должны были достаться азербайджанцам, о чем, кстати, и была предварительная договоренность с властями, которые, скажем так, сами корректировали список кандидатов в Махачкале. Мы ничему не перечили. А кончилось все тем, что в результате грубых фальсификаций получили всего один мандат! Естественно, народ был возмущен, горячие головы хотели протестно митинговать, призывали к демонстрациям… Мы надеемся донести до «верхов» простую мысль о том, что законные 3 мандата из 72 в парламенте вовсе не предполагают каких-либо кардинальных перемен в пользу азербайджанцев, а только утверждают закон и справедливость. А вот их нарушение может создать большие проблемы…
На данном примере мы можем видеть насколько циничны и двуличны одновременно подходы руководителей азербайджанских общин в Дагестане и руководства самого Азербайджана. В Азербайджане этническим дагестанцам запрещено даже в мечетях своих моноэтнических поселений проповеди на родном языке произносить. Не говоря о преподавании языка в школах, свободе образования общественных организаций. Один пример – у 170-тысячной аварской общины в Азербайджане нет ни одной газеты на родном языке, ни в одном районе аварцы не являются главами администрации, нет ни одного депутата в Милли Меджлисе. Руководство азербайджанской общины имеет всё вышеуказанное в Дагестане и даже намного больше, но смеет угрожать и шантажируть (в завуалированной форме) руководство республики тем, что они могут создать «большие проблемы».
Для того чтобы понять, чем угрожает руководству Дагестана Рагимов, нужно вновь окунуться в атмосферу тех лет, когда в республике расцвели подобные сепаратисты. В интервью Рагимов рассказывает о сооружении в 2005 году в верхней части Дербента, где живут исключительно азербайджанцы, трехэтажного (плюс этаж под землей, целиком отданный под спортзал) здания школы. У мальчиков по 4-й класс – обязательные занятия вольной борьбой. Всю программу Сейран Рагимов продумывал лично. Затраты превысили за миллион долларов, однако на достигнутом, как говорит сам Рагимов, он останавливаться не собирается.
И действительно, с учетом того, что созданное Сейраном Рагимовым еще в начале 1990-х гг. НВФ по-прежнему продолжает действовать, создание подобных баз идеологического обучения и физического воспитания будущих боевиков вполне обосновано. Сам Сейран Рагимов, не скрывающий своего национализма, продолжает активно и открыто заниматься проазербайджанской пропагандой, являясь по-сути тем самым иностранным агентом, о которых столько говорится на федеральном уровне.
Будучи дискредитирован своим участием в националистической и террористической деятельности, Сейран сделал ставку на продвижение в дагестанской политике и органах власти своего двоюродного брата Мовсума Рагимова. Специально для этого он и вызвал Мовсума из города Иваново в 2002 году. Как видим, за минувшие 15 лет Сейрану удалось высоко продвинуть своего кузена Мовсума, начав его руками управлять очень многими делами в Дербенте. Однако это уже тема следующей статьи.
Источник