Оценки визитов полпреда Александра Матовникова в регионы СКФО

Новый полпред президента в СКФО Александр Матовников регион за регионом посетил по очереди все субъекты вверенного ему Северокавказского федерального округа. Удивляют полярные оценки данных визитов со стороны экспертов разных республик.


Итак, как мы сообщали ранее, Владимир Путин сменил своего полномочного представителя в СКФО вице-адмирала Олега Белавенцева на генерала Александра Матовникова. О послужном списке генерала наш портал писал ранее достаточно подробно.


Александр Матовников ранее командовал Силами специальных операций и был заместителем начальника ГУ Генштаба Вооруженных сил России. Кавказ генералу достаточно известный край. Поскольку он принимал участие в обеих чеченских войнах. Был одним из руководителей штурма больницы в Будённовске, расследовал обстоятельства штурма школы в Беслане.


Но теперь на гражданской службе ему предстоит заниматься Кавказом совершенно с другой стороны. Оттого перед экспертами стоит вопрос, сумеет ли новый полпред сменить силовую логику на логику гражданского и социально-экономического управления вверенным ему округом.


Оттого, по прошествии месяца после назначения Матовникова, эксперты дают свои прогнозы относительно того, как сложится работа нового полпреда на Северном Кавказе. Тем более, что в течение недели, начиная с 13 июля Матовников поочередно посетил все регионы СКФО, где провел встречи с их руководством.


Круг затрагивавшихся на этих встречах вопросов был примерно одинаковым. Они касались решения стратегических задач, обозначенных в майских указах 2018 года и определяющих основные направления развития страны до 2024 года. Более детаельно круг вопросов очертил сам полпред Александр Матовников.


"Определены несколько важнейших направлений нашей совместной работы – это пространственное развитие, инвестиции в инфраструктуру, образование, здравоохранение, технологии и науку. Важными являются меры поддержки экономики, содействие талантливой молодежи. Все это призвано работать на одну задачу – прорывное развитие страны", – отметил он.


Тем не менее, в разных республиках СКФО эксперты дают разные оценки визитов, совершенных полпредом. Скорее всего, эти оценки связаны и с опытом работы предыдущих полпредов и представителей силового и гражданского блоков федерального уровня на Кавказе.


Новый полпред президента России в СКФО Александр Матовников объехал после назначения практически все республики вверенного ему Северного Кавказа. Как вы можете оценить визит Матовникова в вашу республику?


Затрагивались ли на встрече с руководителем региона какие-либо принципиальные вопросы? Или это был чисто ознакомительный визит?


Эдуард Уразаев, политический обозреватель «Эхо Москвы. Махачкала»


Судя по отчётам с поездок Матовникова, он максимально полно старается ознакомиться с социально-экономической ситуацией и с проблемами субъектов СКФО, что его резко отличает от предшественника. По Дагестану, например, он продемонстрировал понимание основных болевых точек.


Он также постарался увязать дальнейшие шаги с федеральной повесткой, нацеленной на выполнение майских указов президента России. Меня даже удивило столь глубокое погружение в социально-экономическую тематику при наличии Минкавказа. Я не знаю, был ли подписан протокол совещания с руководителями органов власти Дагестана, но, повторю, приятно удивили его предметные комментарии.


Руслан Муцольгов, председатель Ингушского регионального отделения партии «Яблоко»


На мой взгляд, это был самый обычный ознакомительный визит. Одно дело, когда ему представляют доклады руководство региона или его подчиненные, а другое, когда он на месте выехал и посмотрел, что да как.


Но в подобных поездках нет смысла, если не проводятся встречи с неправительственными организациями, внепарламентскими политическими партиями, с неподконтрольным региональной власти духовенством. После общения с людьми, имеющими отличную от официальной позицию, можно сформировать реальную картину происходящих в регионе дел и событий.


Он приехал, пообщался с главой республики и его окружением, а это равносильно тому, что он прочитал отчеты региональной власти о собственных «успехах» и смысла приезжать не было, разве что показать себя.


На счет тем, затронутых при встрече, можно говорить только о тех, что были озвучены в СМИ. Те, что попали в новостную ленту, не относятся к принципиальным, способным изменить жизнь населения республики в лучшую сторону, а некоторые были вообще популистскими.


Мадина Сагеева, журналист


В немногословном и достаточно формальном выступлении нового полпреда выделила для себя упоминание проблемы Пригородного района. Евкуров, на мой взгляд, умело воспользовался незнанием истории урегулирования конфликта как со стороны возглавившего Северную Осетию Вячеслава Битарова, так и предыдущего полпреда в СКФО Олега Белавенцева, и инициировал очередные "урегулирования".


Очень хочется надеяться, что новый полпред знаком - или познакомится - с фактологической, а не мифологической историей осетино-ингушского конфликта. А, главное, лично проверит, есть ли в действительности "последствия", которые необходимо "регулировать".


Для этого достаточно ознакомиться со статистикой вернувшихся беженцев и полученных ими материальных компенсаций.  Количество проживающих на территории республики ингушей давно превышает аналогичную цифру до конфликта.


Кроме этого полпред может побывать в Детской больнице Владикавказа, ресторанах, магазинах и салонах, для того, чтобы убедиться, что ингуши в Осетии не страдают от "неурегулированности".


И, конечно, хотелось бы, чтобы, прежде чем "регулировать", полпред ознакомился с результатами работы своих предшественников и прочих высокопоставленных федеральных руководителей, которые уже давно сообщили о том, что конфликт урегулирован, а его последствия ликвидированы.


Учитывая, что Матовников является выходцем из силового ведомства, отвечающего за спецоперации, многие эксперты ожидают усиления именно силовой политики в регионе. На какие вопросы в силовой сфере будет делать первоочередную ставку Матовников в ближайшие годы работы с вашей республикой?


Эдуард Уразаев, политический обозреватель «Эхо Москвы. Махачкала»


Удивительно, но помимо посещения места строительства военно-морского порта, Матовников не обозначил интереса к работе силовиков. Не видел ни одного сообщения о совещаниях с правоохранительными органами, когда он посещал и другие субъекты СКФО. Поэтому складывается впечатление, что на первое место поставлены задачи социально-экономического развития.


Можно предполагать, что в связи с относительной стабилизацией в борьбе с террористической и экстремистской угрозой решено, что правоохранительные органы успешно решают свои задачи и не нуждаются в дополнительной опеке со стороны полпреда президента.


Руслан Муцольгов, председатель Ингушского регионального отделения партии «Яблоко»


Безусловно, назначение генерала, имевшего прямое отношение к спецоперациям на Кавказе, не сулит ничего хорошего для простых жителей Северного Кавказа. У военных есть одна особенность, которая делает их непригодными на гражданке - их не учат созидать, они привыкли к другой роли, после которой чаще всего остаются вдовы и сироты, а также разрушения.


Учитывая тот факт, что на встрече с руководством республики и некоторыми представителями духовенства говорили о «межнациональном и межконфессиональном согласии», то велика вероятность обострения ситуации или спекуляции в этой сфере.


Не только в республике, но и по всему Северному Кавказу сложилась ситуация, когда произвол и безнаказанность чиновников и силовиков приводит к ухудшению ситуации во всех сферах, в том числе социально-экономической, общественно-политической и, конечно же, криминогенной обстановкой.


Сколько лет говорили о коррупции в Дагестане, но никто ничего не делал, а сейчас столько чиновников попали под уголовное преследование. Об этом стало известно только сейчас? Нет, конечно. И таких примеров множество по СКФО. Посмотрите на дело начальника ЦПЭ из Ингушетии, сейчас оно рассматривается в Нальчикском гарнизонном суде.


Там есть эпизоды, десятилетней давности, тогда ведь власть покрывала их, на все жалобы о пытках задержанных, приходили пустые отписки о том, что якобы факты пыток не подтверждаются. Почему нельзя было сразу привлечь к ответственности этих людей за те преступления? Разве была необходимость ждать, пока их жертвами станут десятки других людей?


Я уверен, что пагубная практика пыток, произвола и безнаказанности силовиков не прекратится, а причиной тому будет, в том числе, и прямое отношение к силовикам нового полпреда президента в округе.


Мадина Сагеева, журналист


С нашей республикой все просто и, кстати, связано с вопросом осетино-ингушского урегулирования. Уверена, что Александр Матовников сумеет отделить вопросы ликвидации последствий конфликта от вопросов обеспечения непроникновения в республику бандформирований и террористов разных мастей из соседней республики.  А это значит, что особое внимание следует уделять работе КПП 105 и охране административных границ республики.


И, разумеется, не будет никакой дискуссии на тему восстановления и общедоступности заброшенной дороги, по которой террористы приехали в Северную Осетию, чтобы совершить теракт в Первой бесланской школе. Пока за ситуацию в СКФО отвечают боевые генералы, видимо, всем республикам округа рано забывать об антитеррористической безопасности.



onkavkaz