С февраля бывший председатель правительства РД Абдусамад Гамидов содержится в одном из московских СИЗО. Следственный комитет обвиняет его в многомиллионном мошенничестве и превышении должностных полномочий при реализации в республике социальных и инвестиционных проектов. Есть и еще несколько проектов, которые так или иначе связаны с Гамидовым и, на наш взгляд, заслуживают самого пристального внимания следователей.
Абдусамад Гамидов – чиновник с более чем 20-летним стажем. Он работал в Кабинете министров Дагестана с 1996 года – возглавлял Минфин. На своем посту министр финансов пересидел троих руководителей республики: Магомедали и Магомедсалама Магомедовых, Муху Алиева. В 2013 году долгожитель правительства получил, наконец, должность председателя. Высокое доверие ему оказал новый тогда руководитель республики Рамазан Абдулатипов.
Абдулатипов – философ по образованию и человек, далекий от экономики. Тем не менее он обещал поднять реальный сектор в республике при помощи так называемых приоритетных проектов. К их разработке Рамазан Гаджимурадович привлек пиарщиков во главе со столичным консультантом Булатом Столяровым – деловым партнером его зятя Магомеда Мусаева. Компания Столярова предложила десять идей для развития республики, в числе которых были и «Точки роста» экономики.
Идеи Столярова критиковались экономистами внутри республики и за ее пределами, но все же были приняты. Курировать проекты было поручено Абдусамаду Гамидову, и вот во что это вылилось.
«Птица Феникс» по фамилии Иванченко
В 2013 году Абдусамад Гамидов вместе с Магомедом Мусаевым (он также возглавлял исполком Стратегического совета при главе РД) вошел в совет директоров Корпорации развития Дагестана. Первое время корпорацию возглавлял Булат Столяров, которого затем сменил Александр Иванченко.Последнего, по некоторым данным, продвигал лично Гамидов. Продвигал несмотря на то, что Иванченко имел отношение к банкротству АО «Дагестанские авиалинии».
При Иванченко Корпорация развития Дагестана с уставным фондом в размере 5 млрд рублей (!) умудрилась накопить миллионные долги по налогам. В результате осенью 2016 года республиканское УФНС обратилось с иском о банкротстве корпорации в Арбитражный суд. От банкротства ее тогда спасли (компания-должник, аффилированая с одним из членов правительства РД, заплатила долги). Однако премьер Гамидов вынужден был уволить Иванченко.
Спустя год Счетная палата республики опубликовала данные о финансовых нарушениях, допущенных в Корпорации развития Дагестана при Иванченко. Аудиторы обратили внимание, в частности, на то, что финансовая поддержка направлялась корпорацией в аффилированные с ее главой фирмы. В их числе ОАО «Избербашский радиозавод им. Плешакова» (Иванченко здесь был членом совета директоров), ОАО НПК «Русская радиоэлектроника» (здесь Иванченко трудился до перехода в корпорацию) и ООО «ЦНИИ «Апертура» (Иванченко – ее учредитель).
По сообщениям республиканских СМИ, при Иванченко поддержку Корпорации развития Дагестана получила и компания «Дагагрокомплекс», чей инвестиционный проект по созданию фабрики томатной пасты входил в число приоритетных в республике. Правительство РД выступило гарантом по кредитам предприятия. Вскоре «Дагэнергокомплекс» обанкротился, не вернув долги. И теперь республика вынуждена выплачивать банкам 1,3 млрд рублей. Именно история с «Дагэнергокомплексом» послужила основанием для возбуждения против Абдусамада Гамидова уголовного дела по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий).
В нынешнем апреле Александр Иванченко, несмотря на отставку и арест его куратора Абдусамада Гамидова, вновь «материализовался» в республике. Иванченко возглавил Ботлихский радиозавод, учредителем которого является его фирма «Апертура». Кстати, в свое время радиозавод также получал господдержку от Корпорации развития Дагестана…
Д«Агеста»Н
Мало кто знает, что поддержку властей в последние годы получал и проект, аффилированный непосредственно с Абдусамадом Гамидовым.
Как уже говорилось, в числе приоритетных в республике был проект «Точки роста» экономики». Одной из таких «точек» пожелала стать и махачкалинская компания «Агеста». Она была создана в октябре 2014 года с уставным капиталом в 10 тыс. рублей. Несмотря на скромные финансы, компания заявила сразу 13 видов деятельности, включая торговлю, строительство и перевозки. В составе учредителей ООО «Агеста» с первого дня значился Саид Гамидов. (Он же племянник Абдусамада Гамидова, он же – гендиректор фонда имени Гамида Гамидова – министра финансов Дагестана, погибшего в результате теракта в 1996 году).
Так вот, в 2015 году компания Саида Гамидова и Ко объявила себя инвестором. Обещала построить между Махачкалой и Каспийском торгово-логистический комплекс «Агеста» стоимостью 10,5 млрд рублей. По официальной версии, это бы обеспечило население республики «всеми видами оптово-розничной торговли по доступным ценам». По сути же в пригороде Махачкалы планировалось возвести коммерческий городок: морозильный ангар, плодо- и овощебазу, вещевой и продовольственный рынки, строительный супермаркет, автосалон, торгово-развлекательный центр, бизнес-центр, гостиницу и мечеть. К слову, подобные проекты реализует в разных регионах нашей страны компания Метро АГ (магазины «Метро Кеш энд Керри»), но она ведет строительство за свой счет.
Где махачкалинская фирма с уставным капиталом 10 тыс. рублей планировала взять миллиарды на строительство торгово-логистического комплекса? Сначала в свой мега-проект «Агеста» обещала привлечь инвесторов из Азербайджана (в составе ее учредителей значатся Бабаев Аббас Абдулсалам Оглы и Мэммэдзадэ Кэрим Эйнулла Оглы). «Сейчас самое время открыть свое дело и зарабатывать в Дагестане. Кто успеет, тот выиграет», — приглашал инвесторов для «Агесты» и глава Дагестана Рамазан Абдулатипов во время одного из своих визитов в Азербайджан.
Позже появилась версия о инвесторах из Ирана. В апреле 2016 года в Дагестан приезжала делегация бизнесменов из иранской фирмы «Хамрахиан», которых глава Минпромторга республики Юсуп Умавов представлял общественности как потенциальных партнеров «Агесты». А осенью того же года компания Саида Гамидова и Ко повезла свой проект на Международный инвестиционный форум в Сочи, где, как правило, ищут инвесторов…
Расчет владельцев «Агесты», очевидно, был сделан не на собственные или привлеченные частные инвестиции, а на поддержку государства и лично премьера Дагестана Абдусамада Гамидова. Действительно, последний оказывал всяческую помощь родственному инвестору. В апреле 2015 года Гамидов подписал постановление, включив проект ООО «Агеста» в план мероприятий по реализации приоритетного проекта республики «Точки роста», инвестиции и эффективное территориальное развитие». В документе отмечается, что Минпромторгивест, Минстрой и администрация Махачкалы должны оказывать содействие этому инвестору. В ноябре 2016 года Абдусамад Гамидов подписал еще одно постановление: Агентству по дорожному хозяйству республики предписывалось «решить вопрос строительства съезда к инвестиционной площадке торгово-логистического центра «Агеста». Позже этим же вопросом было озадачено Управление архитектуры и градостроительства Махачкалы.
Отчет перед Гамидовым о проекте «Агесты» держали его заместители. Так, осенью 2016 года на заседании правительства рассматривались промежуточные итоги реализации приоритетного проекта «Точки роста…». Вице-премьер Шамиль Исаев докладывал Абдусамаду Гамидову: «Оказывается содействие ООО «Агеста» в реализации проекта по строительству торгово-логистического центра между Махачкалой и Каспийском»…
Особая роль в поддержке компании Саида Гамидова и Ко отводилась властям Махачкалы. Под свой проект компания «Агеста» в декабре 2015 года получила в аренду 30 гектаров земли в престижном квадрате между Махачкалой и Каспийском (микрорайон «Ветеран»). Договор аренды был заключен после того, как Комитет по управлению имуществом г. Махачкалы провел аукцион – на него якобы не было подано ни одной заявки. Кстати, руководство «Агесты» бесхитростно заявляло, что мэрия специально для компании сформировала этот участок.
Согласно договору с махачкалинскими властями, компания «Агеста» получила землю на 10 лет, с ежегодной арендной платой в размере 16,5 млн рублей. Стоимость участка, согласно информации Росреестра, составляет свыше одного миллиарда рублей! Спустя месяц после подписания договора, в январе 2016 года, Минпромторг республики обратился к руководству Махачкалы с просьбой снизить арендную плату для ООО «Агеста».
Судя по всему, компания и не собиралась платить: в 2017 году комитет по управлению имуществом Махачкалы вынужден был обратиться в суд. Арбитражный суд республики обязал ООО «Агеста» оплатить долги по аренде на общую сумму почти в 17 млн рублей. Это решение поддержали судьи Северо-Кавказского окружного суда, которые 28 марта нынешнего года рассматривали кассационную жалобу «Агесты». На конец марта свой долг перед Махачкалой компания так и не погасила, хотя участок стоимостью более 1 млрд рублей, по данным Росреестра, остается у нее в аренде.
К слову, даже будучи должником Махачкалы, компания «Агеста» продолжала получать покровительство республиканских властей. В начале 2017 года правительство РД подписало с ней соглашение о намерениях по реализации инвестпроекта. Власти Махачкалы в очередной раз получили указание всячески содействовать инвестору, который собирается возводить торгово-логистический комплекс в ее пригороде.
В горадминистрации проводились совещания, на которых решались «проблемы» строящегося комплекса. В частности, руководство компании требовало от «Водоканала» замены водопровода, который проходил по стройплощадке комплекса и снабжал водой поселок «Ветеран» и «Анжи- арену». Были жалобы на отсутствие временной дороги для строительной техники «Агесты». То есть компания постоянно требовала и получала от властей республики и города различные преференции. Сама же на протяжении двух лет отказывалась оплачивать арендную плату за землю. Неудивительно, что сегодня те, кто оказывал содействие компании «Агеста», арестованы. Это премьер Абдусамад Гамидов и его заместитель Шамиль Исаев, мэр Махачкалы Муса Мусаев и главный архитектор Махачкалы Магомедрасул Гитинов. Удивительно другое – что креатуры Гамидова – Александр Иванченко и Саид Гамидов – продолжают рулить так называемыми инвестиционными проектами в республике.
Тимур Иванов