Дагестан, оставшийся практически одновременно без двух своих самых влиятельных олигархов – Сулеймана Керимова и Зиявудина Магомедова, пристально следит за тем, как развивается их судьба, и можно ли ожидать их освобождения.
Что касается Сулеймана Керимова, согласно последним информационным сообщениям, французские власти могут до конца года завершить уголовное дело в его отношении. Об этом сообщил заместитель генерального прокурора России Саак Карапетян. По словам замгенпрокурора, пока неизвестны конкретные материалы расследования.
«Я встречался с генеральным прокурором Прованса. Нарушений его [Керимова] процессуальных прав на этом этапе я не вижу". "Со слов прокурора, оно будет всесторонне расследовано и по результатам этого расследования будет дана окончательная квалификация, поскольку там речь идет о нескольких лицах" - отметил Карапетян.
Касаемо Зиявудина Магомедова, то суд отказал ему в изменении меры пресечения и переводе его под домашний арест. А также наложил арест на денежные средства, изъятые у него в ходе обыска. Параллельно с этим эксперты обсуждают, будут ли теперь остановлено финансирование все инвестиционные, социальные и проекты Магомедова в Дагестане.
Своим мнением относительно причин задержания и возможного исхода судебного преследования Керимова и Магомедова с On Kavkaz делятся предприниматель, представитель проекта «Новый мир» Махач Омаров и главный редактор РИА «Дербент» Милрад Фатуллаев.
Поочередное задержание французскими и российскими властями Сулеймана Керимова и Зиявудина Магомедова стало настоящим шоком для Дагестана. Как вы думаете, это случайное стечение обстоятельств, что оба дагестанских олигарха были задержаны практически синхронно?
Махач Омаров
Считаю, задержание дагестанских олигархов с разницей в 3-4 месяца случайным стечением обстоятельств. Стиль ведения бизнеса у них действительно разный. Сложно проводить параллели между двумя разными фактами. Сулейману Керимову вменяется нарушение европейского законодательства. Зиявудину Магомедову предъявляется обвинение в нарушении российского законодательства.
Милрад Фатуллаев
Не думаю, что их задержания связаны друг с другом, несмотря на то, что это произошло с небольшой разницей во времени. Согласен с тем, что их настоящее положение продиктовано методами ведения бизнеса в России. Керимова обвиняют в незаконном ввозе средств во Францию, приобретении недвижимости, чтобы снизить налоги.
Чтобы понять причину задержания Зиявудина Магомедова надо понимать, каким образом Керимов и Магомедов оказались в узком кругу крупного бизнеса. При всех своих талантах эти люди являются фигурами, которые обслуживают не только собственные интересы, но и представителей политического класса.
То, что они оказались под ударом, говорит о том, что их поддержка оказалось не столь сильной в отличие от других представителей крупного бизнеса. Долгое время они были на переднем плане, обслуживали капиталы высшего политического класса. Но пали жертвами столкновения с бизнес-интересами более влиятельных групп.
В чем, на ваш взгляд, принципиальная разница в причинах задержания Керимова и Магомедова? И одинаково ли может сложиться теперь их судьба? Кто из них имеет наибольшие шансы на освобождение и возвращение своих прежних позиций в обществе?
Махач Омаров
Я выше сказал, в чем разница предъявляемых им обвинений. В задержании Керимова больше политического подтекста. Это может быть продолжение так называемых санкций, объявляемых нашей стране практически каждую неделю. Я склоняюсь к мнению, что арест олигархов, их бизнеса и счетов планомерная западная политика против российской правящей элиты и крупных предпринимателей.
Сложно говорить, как сложится их судьба до решения суда. Думаю, оба имеют определенные шансы на освобождение и возвращение прежних позиций в обществе. Ситуация Керимова представляется немного проще. Потому что он уже не раз покидал Францию и возвращался в Россию, будучи под следствием, производилась купля-продажа активов с его участием.
Милрад Фатуллаев
Кавказские представители крупного бизнеса обслуживают интересы политиков, предпочитающих оставаться в тени. Со временем, когда представители дагестанского олигархического бизнеса приобретают серьезный вес, их деятельность на экономической и политической арене становится чрезмерной. И тогда власти достают дубинку в виде следствия и это влияние существенно сокращают.
Причины я частично обозначил. Керимову предъявило обвинение французское правосудие – незаконный ввоз денег во Францию и приобретение недвижимости по заниженной стоимости для уклонения от налогов. Магомедов столкнулся с влиятельными представителями бизнеса и политическими группами, скорее всего, в лице руководителя компании «Роснефть» Игоря Сечина.
Что касается политической судьбы Сулеймана Керимова, то руководство России будет стараться оказать ему максимальное содействие, чтобы он вышел из рук следствия с наименьшими потерями. Уже известно, что до конца этого года следствие по нему будет завершено. Такое содействие Москвы объясняется тем, что большая часть российского крупного бизнеса находится примерно в таком же положении, как и бизнес Керимова.
Поэтому эта поддержка демонстрирует всему бизнес-классу России, что Москва не бросит их на произвол судьбы, что они не должны перебегать на сторону западных правительств, которые пытаются оказать давление на руководство страны через давление на крупный бизнес. Судьба Керимова более благополучна, имеет положительную перспективу.
Этого нельзя сказать о Зиявудине Магомедове, который оказался слабым звеном в столкновении различных интересов предпринимателей и политиков. Думаю, его финансовые потери будут существенными. Может, будет снижен политический вес. В худшем случае получит серьезный срок.
Возможно, постигнет такая же судьба, как и его двоюродного брата Ахмеда Билалова. В лучшем случае, ожидает сценарий, как у Михаила Гуцериева. Тогда ему удалось договориться, но с определенными потерями, передачи своих крупных активов другим представителям. Возможно, Зиявудину Магомедову предоставят такую же перспективу.
Значит ли это, что теперь и Керимов, и Магомедов будут полностью исключены из дагестанской политики? Они уже не смогут вернуть себе право влиять на дагестанское руководство в вопросах кадровой и инвестиционной политики?
И что в случае затягивания судебных процессов может произойти с империями и проектами Керимова и Магомедова? Все их яркие проекты вроде футбольных академий «Анжи», «Сириус-Альтаир», «Пери-Инновации», Hyperloop вынужденно будут свернуты?
Махач Омаров
Полагаю, что влияние Керимова и Магомедова ослабло после ухода Рамазана Абдулатипова. С новым главой Владимиром Васильевым у них нет таких отношений, как с прежним руководителем республики. Они смогут влиять на руководство Дагестана в вопросах инвестиционной политики.
Но только случае проведения ими инвестиционной политики в Дагестане в принципе. Поскольку руководство любого региона должно считаться с крупными инвесторами. В случае продвижения олигархами крупных проектов, они смогут влиять на эти процессы внутри Дагестана.
Что касается «Анжи», то в последнее время этот футбольный клуб перестал быть проектом Сулеймана Керимова. Проект «Пери-Инновации» Зиявудина Магомедова продолжает свою деятельность и, думаю, не остановится. Проект популярный среди молодежи. Надеюсь, что эти проекты не будут свернуты.
Милрад Фатуллаев
Что касается их влияния на политические процессы в Дагестане, при прежних главах Дагестана каждый из этих олигархов имел возможность лоббировать свою кандидатуру на высшую должность в республике. Сегодня перед новым руководителем Дагестана Владимиром Васильевым Кремль поставил задачи федерального масштаба.
В ближайшие 10 лет возможность лоббирования кандидатур на высшие посты в республике дагестанскими бизнес-представителями исключается. Замечу, что прежнее влияние Керимова и Магомедова шло в определенных рамках под контролем федерального Центра. В данный момент такое влияние исключается, независимо от того, как сложится их политического и личная судьба.
Многие проекты Керимова и Магомедова будут свернуты. Скорее всего, «Пери Инновации» будут переуступлены кому-нибудь из предпринимателей или республиканский бюджет возьмет эти расходы на себя. Магомедов вряд ли продолжит финансировать проект, как и другие проекты, в которых он принимал участие.
Участие Сулеймана Керимова в проекте «Анжи» уже окончено. «А проект Сириус-Альтаир» будет продолжен. Но будет ли Сулейман Керимов после запуска проекта продолжать финансирование или его передадут кому-нибудь на баланс, не известно.
onkavkaz