В республике продолжает работать спецкомиссия Генпрокуратуры РФ, которую возглавляет лично заместитель генерального прокурора Иван Сыдорук. К ним прикомандированы сотрудники Следственного комитета, которые получили право сразу же возбуждать уголовные дела. Сразу после начала комплексной проверки ушел в отставку прокурор Дагестана Рамазан Шахнавазов, возбуждено дело в отношении мэра Махачкалы Мусы Мусаева. По нашей информации, следующим может стать начальник УФНС по РД Умахан Джабраилов.
Врио главы Дагестана Владимир Васильев продолжает кадровую «ревизию» во вверенной ему республике. Причем он решительно зачищает от скомпрометировавших себя кадров не только региональные органы исполнительной власти, но и территориальные органы федеральных ведомств. Уже настал черед прокуратуры РД, затем может покинуть свой пост и министр внутренних дел Дагестана.
Сгущаются тучи и над руководителем Дагестанского управления ФНС Умаханом Джабраиловым. Он занимал различные должности, вплоть до начальника межрайонной инспекции ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками. В феврале 2011 года он был назначен врио руководителя УФНС вместо Николая Чичварина (тот, напомним, ранее являлся вице-премьером республиканского правительства и одновременно министром финансов).
Кандидатуру Джабраилова поддерживал тогдашний глава республики Магомедсалам Магомедов, который, в свою очередь, пользовался безраздельной поддержкой богатейшего человека в Дагестане Сулеймана Керимова. Само собой, «королю офшоров» нужен был свой человек, который бы не задавал лишних вопросов относительно его бизнеса (в частности, Каспийского завода листового стеклаи аэропорта Махачкалы).
[caption id="attachment_18116" align="aligncenter" width="579"]
Федеральной налоговой службы России по Дагестану Владимира Радченко[/caption]
Ранее, в 2009 года, Керимов продвигал назначение начальником УФНС Владимира Радченко, но он получил от ворот поворот от республиканского руководства.
Очередная креатура Керимова – Умахан Джабраилов – также не встретил единодушия в республиканской элите, руководитель ФНС Михаил Мишустин окончательно не согласовывал его более года. И, наконец, лишь в феврале 2012 года Джабраилов избавился от приставки «врио» в названии должности.
В 2013 году Джабраилов с трудом удержался в своей должности после смены главы республики. Новый тогда глава Рамазан Абдулатипов утвердил несколько приоритетных проектов президента (ППП), в том числе «Обеление экономики», которая предусматривала активизацию экономического роста и повышение поступлений различного вида налогов (НДФЛ, налога на имущество физлиц, транспортного и земельного налогов, налога на прибыль организаций), а также акцизов и неналоговых доходов бюджета (от пользования государственного имущества и деятельности ГУПов).
Соответственно, приоритетная задача по реализации ППП «Обеление экономики» была передана Минфину РД, а также УФНС. Управление формально Абдулатипову не подчинялось, но его низкая исполнительская дисциплина стала причиной того, что Джабраилова несколько раз пытались сменить.
Джабраилов неоднократно давал жесткие интервью в местной прессе (прежде всего в газете «Черновик» и «Новое дело», которые славились своим острым оппозиционным отношением к Абдулатипову), а также выступал на совещаниях в правительстве. И за провалы в работе он неизменно критиковал… нет, конечно, не своих подчиненных. А сотрудников местных администраций и министерств.
В частности, одной из задач, поставленных в рамках ППП «Обеление экономики» перед ведомством Джабраилова, была актуализация сведений о правообладателях земельных участков и объектов недвижимости (с использованием результатов космической съемки). В республике зарегистрировано более миллиона земельных участков, в то же время начальник УФНС заявил, что соответствующие органы (в том числе Росреестр и администрации МО) не предоставляют в его управление полный перечень налогоплательщиков для форматно-логического контроля и формирования налоговой базы.
Пенял Джабраилов и ГИБДД за то, что она якобы не передает в налоговые инспекции сведения о зарегистрированных автомобилях. То же самое, по словам Джабраилова, и с оптово-розничными рынками (многие из которых якобы работают даже без лицензии), и с предприятиями алкогольной отрасли, и даже с малым и средним бизнесом (особенно который работает по специальным режимам налогообложения: УСН, ЕНВД и патенты).
В общем, как послушать начальника УФНС, то работают в республике только налоговые инспекторы, а все остальные чиновники – федеральные, региональные, местные – только баклуши бьют…
Но ведь у УФНС тоже есть и контрольно-надзорные, и даже карательные полномочия! Налоговые инспекции вправе проводить проверки (выездные и камеральные) предприятий, организаций и физических лиц, чтобы выявлять факты сокрытия доходов и занижения налогооблагаемой базы, а затем применять налоговые санкции и пени.
ППП «Обеление экономики» реализуется в республике уже пятый год, а на начало 2018 года консолидированный бюджет регионе не получил свыше 5 миллиардов рублей – и это только имущественные налоги (в том числе 3 млрд. рублей пришлось на транспортный налог). Откуда такая огромная сумма: неужели Джабраилов не может за такой длительный период времени все же наладить взаимодействие с ГИБДД?
Сам Джабраилов рассказывает, что дагестанская налоговая служба находится на передовых позициях в масштабах страны. Но красивые пресс-релизы никак не стыкуются с реалиями. За последние пять лет с предприятий Дагестана собрали вдвое меньше налога на прибыль. По данным Росстата, сальдированный финансовый результат организаций за девять месяцев 2017 года составил -2,7 млнд. рублей (то есть убыток выше прибыли). Начиная с 2011 года (то есть с того момента, как налоговую службу возглавил Джабраилов) сальдированный финансовый результат в Дагестане был только отрицательным (в 2012 году, скажем, минус 7,2 млрд. рублей, а в 2015 году – уже 9,3 миллиарда).
В убыток (много лет подряд!) работает нефтедобывающая отрасль, туризм, строительство и даже оптовая и розничная торговля. Что это значит? Что предприятия просто-напросто занижают налогооблагаемую базу, уходя от уплаты налога на прибыль. И Джабраилов ничего с этим не делает! Или не хочет делать…
Чего уж тогда удивляться, что Дагестан по-прежнему не способен обеспечить себя собственными доходами и вынужден выпрашивать субсидии из федерального бюджета: в объявленном Минфином списке дотационных регионов на 2018 год Дагестан стоит на первом месте.
В нынешнем году Дагестан получает из федерального бюджета более 71 млрд. рублей, при этом растет и верхний предел государственного внутреннего долга. То есть вместо того, чтобы экономика стала самостоятельной, Дагестан для покрытия расходов просто занимает деньги (в федеральном бюджете и в коммерческих банках).
Сам Умахан Джабраилов, судя по официальной декларации, являет образец умеренности. Проживает с семьей в скромной квартире площадью 83 кв.м, к тому же находящейся у него в пользовании. Живет на одну зарплату и даже машину ни у него, ни у супруги нет. При этом его подчиненные регулярно становятся фигурантами уголовных дел по фактам коррупции. За взятки были пойманы и осуждены начальник отдела выездных проверок МИФНС России №7 и главный налоговый инспектор МИФНС по Хасавюрту, а в конце прошлого года ушло в суд дело в отношении двух старших налоговых инспекторов из Каспийска – они вымогали взятку от бизнесмена. Поэтому вполне логичен интерес спецкомиссии Генпрокуратуры РФ и к самому Умахану Джабраилову, и к его оскандалившемуся на ниве коррупции ведомству.
Тимур Иванов