Махачкала сегодня стала тем, проклятым сокровищем фараонов, которое приносит своему обладателю несчастья. С этим можно не соглашаться, но ведь не так еще давно казалось, что Саид Амиров будет править в Махачкале пожизненно, однако судьба преподнесла ему пожизненное заключение в мордовской колонии. Отчасти пророческой оказалась и крылатая фраза Мусы Мусаева, во время встречи с журналистами гордо обронившего, что он «не в библиотеке родился». Отметим, что приблатненный жаргон бывшего махачкалинского мэра наверняка пригодится ему в местах, куда он недавно угодил.
[caption id="attachment_15350" align="aligncenter" width="381"]
«Мудрый человек учится на чужих ошибках, умный — на своих, дурак не учится вообще. Если мудрым не стал, так не останься дураком», — говорится в еще одной поговорке. Увы, дагестанские политические деятели в своем большинстве предпочитают заниматься спортом, а не учить пословицы. Видимо поэтому кандидатов на осиротевшее место мэра Махачкалы вновь стало много. Кого-то в этом списке можно назвать случайном человеком, кого-то в виду реальных заслуг вспомнило само общество, отдельные личности проявили невиданную прыть в проявлении своих организаторских талантов.
[caption id="attachment_11425" align="alignleft" width="200"]
Номинантом №1, безусловно, можно назвать республиканского министра экологии Набиюлу Карачаева, который с недавних пор стал проявлять поражающие успехи в деле очистки республики от мусора. В частности, эта деятельность затронула тлеющие свалки вокруг Махачкалы, которые Карачаевым были доблестно потушены. Об этих достижениях рассказывает и он сам на различных мероприятиях, не забывая обрушиваться с разгромной критикой на администрацию города, об этом трубят благожелательно настроенные к нему блогеры, отметился в этой кампании даже глава Кировского района Махачкалы Салих Сагидов, который 23 февраля вывел работников районной администрации на совместный с коллективом Минэкологии субботник.
С учетом того, что являющийся депутатом городского собрания депутатов Махачкалы племянник Карачаева был одним из инициаторов открытого письма к врио главы республики Владимиру Васильеву с просьбой учесть мнения «народных избранников» при выборе кандидатуры следующего мэра, амбиции Карачаева становятся очевидными. С учетом скрытно протекавшего конфликта Набиюлы Карачаева с Мусой Мусаевым, который, по словам некоторых источников, проявлялся в виде взаимных телевизионных разоблачений, звучавших, правда, лишь из уст федеральных журналистов, для Карачаева вопрос получения должности мэра Махачкалы может быть принципиальным. Увы, по мнению многих аналитиков именно амбиции и чрезмерная принципиальность сгубили и самого Саида Амирова.
[caption id="attachment_1585" align="alignleft" width="234"]
Вопрос о назначении кумыка мэром «исконно кумыкского города Анжи» тоже можно назвать принципиальным для определенной прослойки жителей махачкалинского предгорья. Однако эта инициатива неизменно не находила понимания среди уроженцев высокогорного Чародинского района, который в Дагестане является признанной «кузницей кадров». Способствует этому и напористость «чародинского» депутата Госдумы Магомеда Гаджиева, который вполне способен лоббировать кандидатуру своего родственника Эсенбулата Магомедова, до недавнего времени возглавлявшего Южно-Сухокумск. Со времен правления республикой Магомедсалама Магомедова этого депутата Госдумы, судя по количеству его креатур на ключевых постах в республике, можно по праву называть всесильным. При этом, как говорят источники, занимающий сегодня пост заместителя руководителя администрации Президента РФ Магомедсалам Магомедов лоббирует в республике интересы совсем другого человека.
По некоторым данным, Магомедов последовательно пытается продвигать на ключевые посты в республике бывшего вице-премьера республиканского правительства Ризвана Газимагомедова, которого можно назвать «технократом дагестанского розлива».
Преградой для карьерного роста пользующегося уважением среди дагестанских промышленников Газимагомедова традиционно называют его «амировские корни» времен максимального расцвета Саида Амирова, когда Газимагомедов возглавлял городское собрание депутатов Махачкалы. Эту «темную страницу» в биографии уроженца Ахвахского района республики Газимагомедова можно назвать условной, ведь в ряде случаев карьерного роста других «амировских кадров» напротив звучало не менее условное объяснение о том, что «в те времена все были амировские». Отметим, что в качестве тянущего Газимагомедова ко дну балласта некоторые аналитики также указывают и факт его работы в Минкавказа РФ, по мнению некоторых скептиков находящемся едва ли не под контролем у главы Чечни Рамзана Кадырова, влияние которого в Дагестане федеральный центр пытается ослабить.
К ранее замеченным кандидатам от кумыков и аварцев сегодня присоединились и «темные лошадки» от лакцев, персоналии которых могут удивить. Лидером в этой гонке называют начальника Управления Администрации Главы и Правительства РД Артура Исрапилова.
[caption id="attachment_23706" align="aligncenter" width="456"]
Апогей публичной деятельности этого политического долгожителя пришелся на времена работы главой Кировского района Махачкалы, который он возглавил вскоре после избрания главой города Саида Амирова. Дальнейшую политическую деятельность Исрапилова можно большей частью охарактеризовать как закулисную. Непубличность Исрапилова вкупе с влиятельностью принесли ему титул одного из «серых кардиналов» здания республиканского правительства. Непубличность сослужила Исрапилову еще одну добрую службу — сегодня его нельзя уверенно увязать ни с одной политической силой в республике, правда, при этом не стоит забывать, что со всеми политическими силами Исрапилов, как минимум, знаком.
Конкурентом, а возможно и союзником Исрапилова в гонке за креслом махачкалинского мэра оказался «неожиданно, но ожидаемо» всплывший в списке кандидатов экс-министр экономики РД Марат Ильясов.
[caption id="attachment_7854" align="alignleft" width="200"]
Неожиданность появления Ильясова заключается в том, что последние несколько лет о нем ничего не было слышно. Однако такое «всплытие» можно назвать вполне ожидаемым на фоне звонкой словно оплеуха победы состоятельного, но пошатнувшегося клана Ильясовых над тогда еще всесильным главой республики Рамазаном Абдулатиповым в борьбе за должность ректора Даггосумедуниверситета. Стоит признать наличие у Марата Ильясова столь необходимого для мэра дагестанской столицы сочетания опыта руководящей работы на госслуужбе и управления крупным частным бизнесом. Союзником в продвижении Ильясова на пост мэра Махачкалы может выступить и вышеназванный Артур Исрапилов, с которым они недавно породнились. Интересы клана в этом случае могут оказаться выше личных амбиций, что также прибавляет Ильясову шансов.
Шумная зачистка федеральных силовиков в республиканском правительстве вслед за «джангамахинским» обезглавила и так называемый «мекегинский» клан, что объясняет отсутствие очевидных кандидатов на пост махачкалинского мэра из числа даргинцев. С 1998 года, когда даргинец Амиров, обошел на выборах прозванного в народе «Тротуаровичем» лакца Магомеда Магомедова, положив конец правлению в Махачкале зародившейся еще в советские времена «династии лакских градоначальников», такая ситуация сложилась впервые за 20 лет. В качестве подходящей кандидатуры мог бы выступить долгие годы подаваемый «мекегинским кланом» в качестве «перспективного» бывший руководитель республиканского МФЦ Осман Хасбулатов. Однако, назначенный на пост республиканского министра экономики, Хасбулатов по видимости оказался в роли «аманата» (почетного заложника), гарантирующего смиренность своих соплеменников перед волевыми решениями федерального центра. По слухам, в министерстве 45-летний Хасбулатов оказался в роли зиц-председателя, лишь озвучивая решения, который принимает его 27-летний заместитель из Татарстана. Другие, реально влиятельные и имеющие амбиции в республике даргинские кланы назвать пока трудно.
Изучая список возможных кандидатов на пост махачкалинского мэра, отчасти построенный на заявлении Владимира Васильева о желании опираться на местные кадры, стоит признать вероятность и появления в Махачкале мэра «варяга». Такая ситуация, к примеру, возможна, если силовики вдруг арестуют самого перспективного кандидата за день до назначения/избрания. При выдвижении «варяга» в мэры Махачкалы таковым может оказаться и местный русский. Правда, подходящих персоналий из числа местных русских тоже не много. Главу Кизляра Александра Шувалова, увы, не назовешь ни молодым, ни перспективным. Председатель комитета Народного Собрания РД по делам молодежи, спорту и туризму Сергей Акулиничев напротив слишком молод и перспективен за горизонт. Однако, рассуждая по логике весьма мудрого Саида Амирова, найти нужную кандидатуру не сложно. Вспоминая, что лицом русского народа в махачкалинской мэрии верой и правдой служила Ольга Портнягина, можно прийти к выводу, что лицом истинно русского народа в команде метиса Владимира Васильева могла бы стать тоже женщина.
[caption id="attachment_14758" align="alignleft" width="214"]
На эту роль, к примеру, вполне подходит руководитель Управления пресс-службы и информации Администрации Главы и Правительства РД Тамара Чиненная, которая одновременно родом из Дагестана и жила в Москве; и с наукой знакома по работе в МГУ и пост заместителя руководителя Администрации Главы и Правительства РД занимала. Конечно, идею выдвижения Чиненной пост мэра можно назвать «креативной, но нереализуемой», хотя почему нет? Судя по ситуации в Минэкономике возможно все.
Подводя итог, признаемся в собственных симпатиях к кандидату, который на фоне таких «гигантов» как Муса Мусаев и Магомед Сулейманов уже скоро как четыре года скромно занимает должность заместителя главы Махачкалы, неизменно руководя обезглавленным городом после их ухода. Конечно, сделать за этот срок он успевает немного, но дали бы шанс? Ныне врио главы Махачкалы Абусупьян Гасанов, на наш взгляд, более чем подходит на роль мэра Махачкалы именно тем, что не является публичной персоной, стремящейся на деньги налогоплательщиков создавать вокруг себя ореол народного спасителя.
[caption id="attachment_15339" align="aligncenter" width="318"]
Гасанов известен как работяга, который продвинулся своим умом, трудом и (к удивлению) скромностью. Будучи уроженцем Чародинского района, Гасанов при этом оказался далек от родоплеменных отношений и наверняка прибавил себе существенных баллов в глазах федерального центра волевым решением об отстранении от работы своего земляка Абдулмукмина Ибрагимова, занимавшего пост первого заместителя мэра. Заметит ли, а тем более оценит ли Гасанова Владимир Васильев неизвестно, однако основания для этого есть. Было бы желание.
Тамерлан Магомедов
Источник: Даглайф