В Сергокалинском районе неправильно законсервированные рудники стронция отравляют население

Дагестанские геологические ресурсы считаются одними из самых перспективных, однако, они же считаются самыми малоизученными. Начатые разработки по поиску и добыче месторождений тех или иных природных ископаемых массового замораживались с середины 80-х годов прошлого века. Тогда говорили о консервации запасов, сегодня мы знаем, что это происходило из-за отсутствия финансовых возможностей в период начинавшегося застоя. Часто некоторые рудники, как например, рудник по добыче стронция консервировались с грубыми нарушениями. Последствия экологической бомбы замедленного действия начали проявляться только в наши дни.



Ресурсная провинция


Дагестан входит в туристический кластер как перспективный для развития активного отдыха. Однако, наряду с остальными районами, входящими в программу развития туристической привлекательности в республике, уникальными географическими и климатическими данными отличается Сергокалинский район. Санаторно-курортные лечебницы могут быть организованы на базах Мюрегинского сероводородного и Урахинского целебного источников. А содовый источник в селении Канасираги еще в советские времена имел статус народной здравницы.


Там же располагается Бурдекинское месторождение полезных ископаемых. В частности фосфоритов и известняка.Выявлено и предварительно разведено месторождение «Синие камни» возле села Нижние Мулебки с запасами окиси стронция. На нем подробнее и остановимся.


Именно эти рудники и становятся предметом ожесточенных споров. Де-факто законсервированные рудники, продолжают отравлять почву, но никаких мер по ликвидации этой надвигающейся экологической катастрофы власти принимать не собираются.


Ресурсы по оксиду стронция в России прогнозам геологов, озвученным в 2007 году при составлении геологической карты России, оценивались в 161 миллионов тонн. Большая часть этих запасов, до 680 тысяч тонн этих запасов приходится на месторождение «Синие горы» в Сергокалинском районе Дагестана. Специалисты оценивают от 10 до 18% содержания оксида стронция в целестиновых рудах этого месторождения.



Ценный, но опасный


Казалось бы, почему же протестуют люди, ведь такое перспективное ископаемое. Но, России столько стронция просто не нужно. Сбыт по миру на сегодняшний день налажен достаточно плотно и основные гиганты мирового рынка по сбыту стронция вряд ли уступят место новому поставщику. Но основная проблема в том, что рудники находятся в опасной близости к жителям сел, оказывая на них разрушительное действие.


Магомед Гусейнов, старший научный сотрудник Институт физики ДНЦ РАН, кандидат физико-математических наук объясняет: «Существует два вида стронция – стабильный и радиоактивный. Собственно говоря, радиоактивный распадается и переходит в стабильное состояние. Именно он и опасен для тех, кто, так или иначе проживает в местах естественных залежей стронция».


Собственно опасен для организма не столько сам стронций, сколько его радиоактивные изотопы, которые, по своим химическим свойствам, практически не отличаются от природного кальция. Молекулы изотопов, проникающие в почву, а через вымывание подземными родниками и источниками, попадают в воду и продолжают отравлять местное население. В основном изотопы стронция скапливаются в костных тканях. Замещая собой основной строительный материал костей он губит организм, уничтожая структуру человеческих тканей.


«Конечно, с естественными рудниками ничего не сделать – они опасны и заражают почву, но консервация в таком случае должна происходить с соблюдением ряда нормативов, с предупреждением населения, с принятием определенных мер. Общий фон радиации, были активисты, которые ездили в эти места и с дозиметром замеряли его, во много раз превышает допустимые нормы» - отмечает Гусейнов.


Рудники или могильники?



Только ключевой спорный момент опасного соседства людей и стратегических залежей полезного ископаемого заключается далеко не в практических принципах нарушения обязательных норм консервации рудников. Местные жители давно подозревают, что на месте шахт стоят попросту стихийные могильники ядерных отходов.


«Я не могу утверждать подлинность этой информации, но о том, что на территории Дагестана таких варварских могильников, я слышал. Так или иначе эта тема всплывает. Насколько мне известно, опять же с чужих слов, эти могильники появились здесь еще при Брежневе в середине 70-х.» - рассказал нам Магомед Гусейнов. Он предполагает, что опасные ядерные отходы Армянской АЭС были законсервированы в шахтах заброшенных рудников, а также в расщелинах скал и гор Дагестана.


С ним согласна онколог Барият Саидханова. Она уверена, что резкий «взлет» показателей смертности от онкологии – может быть косвенным доказательством наличия ядерных отходов. «Уму не постижимо, Дагестан, который славился своими долгожителями, просто вымирает. Смертность выросла в разы! Только за один год показатели количества смертности от онкозаболеваний выросли 71,1 до 77,5 на 100 тысяч населения. В основном страдают, конечно те же районы. Там, поздняя выявляемость, со всеми вытекающими последствиями. Мы фактически получаем уже обреченного больного» - сетует она.


Более 15 лет тема поиска ядерных отходов всплывает так или иначе в Дагестане. В 2012 году на XIV Международной конференции "Биологическое разнообразие Кавказа и Юга России", которая проходила в Махачкале, участник конференции, представитель кизилюртовского отделения "Партии зеленых" Мурад Багаудинов в утвердительной форме заявил о доказанном наличии захоронения ядерных отходов в заброшенных каменноугольных шахтах в Ахтынском районе.


Магомед Гусейнов, физик добавляет: «Насколько мне известно, общее число этих могильников неизвестно, фигурировала цифра 16. И если эти отходы, правда, захоронены в Дагестане, нужно их вынимать, организовывать специальные саркофаги и принимать меры пока не произошло полное уничтожение населения» - уверен он.


Что имеем – не ценим



Красивейшую природу Дагестана легко можно потерять. О грядущей экологической катастрофе говорят давно и активно. Помимо общего радиационного фона, опасно превышающего показатели пригодные к проживанию, в республике имеется доказанное отравление природных артезианских источников солями тяжелых металлов, попавших туда в результате сброса отходов ГЭС. Но даже и без таких экстремальных примеров, отравление стронциевыми изотопами и их пагубное воздействие на организм людей, проживающих вблизи заброшенных шахт в Сергокалинском районе – повод для привлечения геологоразведовательной группы, для более плотных исследований. Обязательно ли ждать экологической катастрофы, чтобы привлечь к ней внимание, спрашивают жители села Нижние Мулебки. Самое страшное, что эта катастрофа уже случилась и уносит жизни людей.


Материалы для блога предоставлены Дмитрием Пчелкиным.


 

Кавполит