Недавно исполнилось два года со времени ареста Саида Амирова, бывшего 15 лет мэром Махачкалы. В кресле главы города – до сих пор «исполняющий обязанности». Однако уже сейчас в республике обостряется борьба за контроль над городом и перераспределение активов полновластного хозяина города. При полном забвении интересов простых жителей.
Битва за Махачкалу
Определить нового полноценного главу Махачкалы удастся только в сентябре этого года. Именно тогда пройдут выборы депутатов в городское собрание Махачкалы, которым предстоит назвать имя нового руководителя дагестанской столицы.
В борьбе за кресло мэра сойдутся кланы, элиты, и, возможно, партии. Удастся ли властям посадить в кресло главы города лояльного и послушного человека? Для этого, сначала нужно в сентябре провести в депутаты городского собрания своих людей, заменив ими людей Амирова.
Далее, необходимо подобрать кандидатуру будущего главы, которую бы легко утвердили депутаты. И которая не начала бы самостоятельную игру после утверждения и оставалась верной руководству республики.
Мэр столицы, по политическим правилам, претендент № 1 в главы региона. Оттого, республиканские власти и в Дагестане хотят посадить в кресло главы города подконтрольную фигуру, а не выращивать на свою голову нового Саида Амирова.
Кроме того, Махачкала с ее бюджетом и ресурсами – самый лакомый приз любого клана, рвущегося к власти. Со слов самого Саида Амирова, Махачкала собирала до 2/3 всех республиканских налогов.
Сам врио главы Махачкалы Магомед Сулейманов сетует на то, что часть объектов столицы до сих пор контролируется кланом экс-мэра Амирова. В их числе он называет Горэлектросети, Горводоканал, Гортеплосети, Комбинат благоустройства.
Эти объекты, по словам Сулейманова, были приватизированы незаконно и деньги за продажу этих предприятий в городскую казну не дошли. Сейчас вопросом занимаются правоохранительные органы.
Передел империи
Передел бизнеса после ареста Амирова, по сведениям экономического обозревателя дагестанского еженедельника "Новое дело" Андрея Меламедова, идет очень активно, - сообщает «Кавказский узел».
Возврат начался буквально через две недели после задержания Амирова, когда юридически он оставался главой Махачкалы, приводит ресурс слова Андрея Меламедова. Причем, с его слов, передел собственности происходит двумя путями.
«С одной стороны происходит возврат того, что прибрал к рукам Саид Амиров, прежним владельцам, с другой стороны появляются собственники из новой элиты», - утверждает эксперт.
Так, по его словам, кинотеатр "Октябрь" вернулся чемпиону по боям без правил Волк-хану, Махачкалинский таксопарк – вернулся к родственникам бывшего владельца, умершего в тюрьме.
Общественный транспорт в Махачкале отошел от амировцев к выходцам из села Мекеги, к которым относится и новый мэр Махачкалы Магомед Сулейманов, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник дагестанский журналист, пожелавший остаться неизвестным.
Строительный рынок Махачкалы, то есть выделение земельных участков, выдача разрешений на строительство и подключение к инженерным сетям, в настоящее время контролирует нынешняя администрация дагестанской столицы, сообщил ресурсу член дагестанского "Союза застройщиков" Имагаджи Нурмагомедов.
Растаскивание империи Саида Амирова началось особенно активно после того, как над ним начался второй суд. И дагестанские кланы поняли, что они могут не беспокоиться: бывший мэр вряд ли выйдет в обозримом будущем на свободу и начнет требовать «свое».
Новые охотники до кресла
Среди фигур, которые могут побороться за кресло главы города, эксперты называют нынешнего врио Магомеда Сулейманова (даргинец), главу Пенсионного фонда Дагестана Сагида Муртазалиева (цумадинец), премьер-министра Абдусамада Гамидова (даргинец) и спикера Народного Собрания республики Хизри Шихсаидова (кумык).
Власти, конечно, могут пойти на любую комбинацию, чтобы удержать под контролем главный город Дагестана, который слишком долго находился в руках Саида Амирова. Однако, многое будет зависеть от того сохранит ли свой пост глава Дагестана Рамазан Абдулатипов.
Поскольку по сложившейся в Дагестане традиции пропорционального распределения политических кресел, желательно, чтобы глава республики и глава столицы были люди разных национальностей. Однако все эти расклады нисколько не учитывают интересов простых людей.
Ведь очевидно, что настоящий передел сфер влияния в республике должен происходить не между кланами. А между властью и народом. То есть, когда к народу, как к основному избирателю возвращается право выбирать и контролировать власть.
Передел влияния между народом и властью
Дагестанский избиратель на сегодняшний день лишен права выбирать себе главу республику и даже главу своего города. В главы городов проходят лишь те, кого находящиеся у власти кланы сначала проводят в городские собрания, а уже потом голосованием послушных городских депутатов возводят в кресло мэра.
Подобная практика лишения жителей республика права самостоятельно определять глав своих городов унизительна для наследников самой развитой в средние века горской демократии. И порочна в условиях тотальной коррумпированности элит.
Большинство современных кавказских аналитиков, когда пишут о клановых раскладах и переделах власти в республике, забывают именно этот момент. Что, вообще то, главным действующим лицом в этих политических раскладах должен быть именно народ Дагестана. И что передел сфер влияния должен передать народу полноту контроля над властями.
До тех пор, пока народу не будет возвращено право голоса и право контроля, говорить о серьезных изменениях в жизни Дагестана не приходится. Причем кто бы к власти в городе или республике ни пришел…
Рамазан Шахбанов