Золотой пистолет и свинцовое прошлое Адама Делимханова

В ходе драки между двумя депутатами-единоросами из одежды одного из них, Адама Делимханова, неожиданно выпал золотой (или позолоченный?) пистолет.


Вообще-то информация о золотом пистолете в связи с именем Делимханова появляется не первый раз.  Помнится, впервые золотой пистолет возник после убийства в Дубае в марте 2009 года Сулима Ямадаева – бывшего полевого командира, бывшего командира батальона «Восток», главы клана, соперничавшего в Чечне с Рамзаном Кадыровым. Тогда начальник дубайской полиции среди имён людей, подозреваемых в причастности к этому убийству, называл Адама Делимханова, депутата Госдумы РФ. А главным подозреваемым по делу об убийстве Сулима Ямадаева был назван иранец Махди Лорния. Его арестовали, и выяснилось, что он работает личным конюхом Рамзана Кадырова, ухаживая за его арабскими скакунами в дубайской конюшне. Тогда же всплыла почти фантастическая (как тогда казалось) подробность покушения – в Сулима Ямадаева стреляли из золотого (или позолоченного?) пистолета. В дубайской полиции заявили, что этот пистолет убийцам был передан одним из охранников Делимханова.  Сам депутат был объявлен Интерполом в международный розыск. Впрочем, через некоторое время все подозреваемые и обвиняемые по этому делу оказались на свободе, а Делимханова по ходатайству властей Дубая сняли с международного розыска.


Теперь уже новый золотой пистолет всплыл в стенах Государственной Думы.  Не знаю, сохранит ли его у себя Делимханов. Думаю, что, скорее всего, Рамзан Кадыров по итогам драки презентует своему любимцу пистолет, инкрустированный бриллиантами.


И есть за что.


Хочу напомнить некоторые эпизоды биографии этого персонажа скандала.


Во второй половине 1990-х годов Адам Делимханов служил водителем и охранником известного чеченского полевого командира и террориста Салмана Радуева.


С началом Второй чеченской войны он связал свою судьбу с кланом Кадыровых. Служил в прокремлёвском незаконном вооруженном формировании – «Службе безопасности президента ЧР». В2003-2004 годах бойцы этого полуофициального формирования были легализованы в различных структурах МВД по ЧР, прежде всего в  Полку патрульно-постовой службы милиции имени Ахмада Кадырова и так называемом «нефтяном полку». Именно Адам Делимханов был назначен в 2003 годукомандиром «нефтеполка». Официально эта структура называлась – «полк милиции Управления вневедомственной охраны при МВД ЧР по охране объектов нефтегазового комплекса». Численность полка составляла от 2 до 2,5 тысяч человек.


Формально «нефтяной полк» должен был только охранять нефтяные промыслы, нефтепроводы и иные промышленные объекты. Однако в реальности подразделения этого полка постоянно участвовали в спецоперациях против боевиков и поддерживающих их лиц. Сотрудники этой структуры блокировали населенные пункты во время проведения «зачисток». В распоряжении правозащитных организаций имеются свидетельства, что в расположение этого полка доставляли людей, подозреваемых в связях с боевиками, и тут их допрашивали с применением пыток. Туда же привозили родственников боевиков, которых длительное время содержали в качестве заложников. Некоторые из задержанных бесследно исчезли.


В июле 2006 года Делимханов стал заместителем председателя правительства Чеченской Республики (т.е. заместителем Кадырова), курирующим «силовой блок». Командиром «нефтяного полка» стал его брат – Шарип Делимханов.


В ноябре 2006 года в Москве был расстрелян Мовлади Байсаров, бывший командир полулегального чеченского спецотряда «Горец», который ранее курировала ФСБ РФ. Этот отряд занимался крышеванием незаконного нефтяного бизнеса. На совести его командира и бойцов было много тяжких преступлений. Однако трудности у Байсарова и его боевиков возникли, лишь когда они попытались противостоять набирающим силу «кадыровцам». Роспуск  бандформирования можно было бы только приветствовать, если бы это сопровождалось арестами и преданием суду лиц, виновных в убийствах и похищениях. Однако вместо этого главарь был бессудно расстрелян в Москве, а его подчиненные прощены и многие перешли в структуры МВД по ЧР.


Для уничтожения Байсарова в Москву из Чечни были командированы несколько десятков сотрудников чеченского МВД. По сообщениям СМИ, этим отрядом командовал лично Адам Делимханов.  Более того, из его наградного пистолета и был убит Байсаров.


В конце 2007 года, когда в Чеченской Республике окончательно установился режим единоличной власти Рамзана Кадырова, Делимханов стал депутатом Государственной Думы РФ. Это не мешало ему, не имея формально никаких полномочий, периодически руководить спецоперациями  в Чечне.


6 апреля 2009 года президент ЧР зачитал на телеканале «Грозный» в программе «Новости» своё официальное заявление: «Считаю необходимым отметить, что Адам Делимханов является моим близким соратником, другом, братом, более того, моей правой рукой. И любые заявления в его адрес я воспринимаю как сделанные против меня самого».


1 июля 2009 года тот же телеканал «Грозный» в той же программе «Новости» показал интервью с Адамом Делимхановым. Среди прочего тот заявил: «Мы возложенную на наспПрезидентом Рамзаном обязанность выполним. Даст Аллах, этих шайтанов, этих преступников, тех, кто им помогает, и тех, кто их мысленно поддерживает, мы уничтожим». Под «шайтанами» депутат подразумевал боевиков. В это время А.Делимханов командовал спецоперацией на  границе Чечни и Ингушетии.


То есть депутат заявил, что будут уничтожать людей даже не по подозрению в совершении преступления, а за мысленное преступление. В жизнь воплотилась антиутопия Оруэлла «1984», в которой людей подвергали репрессиям именно за «мыслепреступления». Определять, что именно думает тот или иной человек, очевидно, должны были люди, подобные Адаму Делимханову.


Через две недели в Чечне была похищена, а затем убита  в Ингушетии, недалеко от  административной границы Чечни и Ингушетии, правозащитница, член «Мемориала» Наталья Эстемирова.  Еще через три недели в Грозном были похищены и после пыток убиты чеченская правозащитница Зарема Садулаева и её муж Алик Джабраилов.


И последнее, мне очень жалко, что драка двух единоросов, которые оба, с моей точки зрения, не заслуживают уважения порядочных людей, хотя бы за их «замечательные» голосования по многим безобразным законам, сейчас становится поводом для разжигания межэтнической напряженности между чеченцами и русскими.


По-моему, ни тот, ни другой не должны восприниматься нами как люди, представляющие свои народы.


Олег Орлов Эхо Москвы http://www.echo.msk.ru/blog/orlov_oleg/1211263-echo/