Амир Азаев впервые попал в поле зрения правоохранительных органов в 1993 году.
Нынешний глава Казбековского района, а в то время просто учитель физкультуры, проходил по уголовному делу № 820488, возбужденному прокуратурой Петроградского района города Санкт-Петербурга. Из обвинительного заключения следует, что группа дагестанцев, куда входил и Азаев, предложила генеральному директору ТОО "Нилтов" Дадонову подписать договор с созданной ими фирмой "Порт-Петровск" об обеспечении его личной охраной. Соглашение было заключено в начале июня 1992 года, но уже в конце месяца "порт-петровцы" стали активно вмешиваться в дела фирмы, все больше и больше контролируя действия директора ТОО "Нилтов" и работу организации. Бизнесмен попытался отказаться от навязанных услуг, но не тут-то было. Терять лакомый кусок так называемые охранники не захотели, и в начале сентября история достигла своего апогея. Дагестанцы доставили Дадонова в кафе "Петровское", где его поместили в подсобное помещение. Требуя 40 миллионов рублей, "охраняемое тело" периодически подвергали физическому воздействию. Говоря попросту, Дадонова методично избивали. Что касается участия главного героя нашей истории, то, по словам потерпевшего, Азаев душил его галстуком, принимал активное участие в избиении, а также, приставляя к лицу Дадонова нож, говорил, что отрежет ему уши, нос и пальцы.
Заточение обошлось предпринимателю дорого: с его руки сорвали перстень и обручальное кольцо, общая стоимость драгоценностей составила 73 тысячи рублей. Кроме этого у Дадонова забрали 110 тысяч рублей, а заодно заставили подписать документ о передаче машины. Кстати, в уголовном деле, впоследствии возбужденном по факту вымогательства, фигурировал еще один эпизод из прошлых похождений Азаева. Согласно материалам, переданным в суд, 24 марта 1993 года он в составе группы лиц вошел в кабинет директора Кизилюртовского пищекомбината, где произвел три выстрела из пистолета ТТ в потолок помещения. Впрочем, друзья "снайпера" не дали Азаеву насладиться приятной тяжестью оружия и отобрали у него пистолет. По делу № 820488 Азаев был обвинен по семи статьям Уголовного кодекса РСФСР, включая разбой, злостное хулиганство, хранение оружия и вымогательство. Казалось бы, справедливость восторжествовала и виновные будут наказаны... Ан нет, судья Жуков посчитал, что материалы уголовного дела не в полной мере отражают преступную деятельность "охранников", и отправил его на доследование. Дело, отправленное на доследование, имеет очень призрачные шансы снова вернуться в суд. Этот случай исключением также не стал, и отчет о похождениях Азаева был похоронен в недрах следственной части ГУВД. А раз никто не осужден, значит, и нет виноватых.
Кошмар районного масштаба.
В 1995 году Амир Азаев вернулся в родные места, где довольно быстро занял должность заместителя руководителя районной администрации, а через два года был избран главой района. В короткий срок практически все руководящие должности на подведомственной Азаеву территории были заняты его друзьями и близкими родственниками. Причем в отличие от хозяина его менее дипломатичные приближенные открыто на встречах с народом говорили о том, что Казбековский район выкуплен их кланом и Азаевым поперек дороги лучше не становиться. Впрочем, одними только словами дело не ограничивалось.
В августе 2002 года в газете "Дагестанцы" была опубликована статья уроженца Кизилюртовского района Дауда Эсенаева о коррупции и хищениях. Именно с ней Дауд связывает события, произошедшие через неделю после публикации. На поселковой дороге он столкнулся с племянником главы района - Али Азаевым. Результатом этой встречи стали побои, а последующая попытка его сына разобраться с обидчиком закончилась более печально. Али Азаев достал пистолет и произвел несколько выстрелов, в результате которых заступник получил огнестрельное ранение в ногу. Уголовное дело завели, но по совершенно непонятной причине прокуратура района усмотрела в данном случае лишь факт незаконного ношения оружия. А через год дознавателем Казбековского РОВД Р.Д. Саидовым дело было и вовсе закрыто за отсутствием состава преступления.
Скрылся от правосудия и Висаит Утарбиев, подозреваемый в совершении двойного убийства в совхозе села Буртунай. Его жители не раз поднимали вопрос о хищениях в их хозяйстве, которое совсем недавно было одним из богатейших в районе, но после прихода нового директора Утарбиева, ставленника Азаева, быстро разорилось. В начале июля прошлого года селяне решили провести ревизию сами. Седьмого числа Магомед Хасаев и Раджаб Касумов отправились на пастбище для подсчета скота, но вскоре туда подъехал Утарбиев, облаченный в бронежилет и вооруженный автоматом. На глазах четырех свидетелей (двое из них были детьми Хасаева 6 и 8 лет) он стал стрелять в "зарвавшихся" односельчан. (По одной из версий, Утарбиев перед преступлением был у главы администрации района и именно оттуда вышел вооруженный автоматом.) После стрельбы на пастбище директор совхоза был задержан и препровожден нарядом милиции в Махачкалу, где каким-то чудесным образом скрылся, его местонахождение неизвестно по сей день. Жена одного из убитых, Хасаева, через неделю после убийства мужа повесилась. Впрочем, эти случаи лишь косвенно бросали тень на хозяина района, но 6 сентября прошлого года произошло событие, в корне меняющее положение вещей.
Конец Смешного.
6 сентября 2003 года Амир Азаев гулял на свадьбе в соседнем селении, откуда вернулся в Дылым около 7 часов вечера. "Линкольн Навигатор", за рулем которого сидел глава района, остановился возле Сапиюлы Дадаева, инвалида 2-й группы, местного сумасшедшего, которого односельчане прозвали Смешной за постоянную улыбку на лице. Расстояние между джипом и Дадаевым не превышало полутора метров. Тем не менее Азаев потребовал от парня встать поближе: "Подойди сюда, скотина", - обратился Амир к Дадаеву. Тот не успел сделать и шага - глава администрации выстрелил из пистолета Стечкина (АПС) в лоб Сапиюлы. После этого из джипа вылезли приятели Азаева учитель школы Магомедов А.М. и начальник ветеринарной станции Магомедов С.А., которые понесли тело Сапиюлы во двор его родственников, а сам руководитель района уехал. Вскоре Дадаев был доставлен в больницу Казбековского района, где от полученного ранения скончался.
На следующий день к родственникам Сапиюлы Дадаева стали приходить уважаемые односельчане, включая главу сельской администрации Султанмагомеда Магомедрасулова и имама Казима Темирбулатова. Они хотели помирить брата погибшего с Амиром Азаевым. Через неделю с той же целью пришли Латип Мусиков и Садрудин Паша. Дескать, Азаев все объяснил: убийство произошло случайно, так как он был нетрезв и совершенно не контролировал своих действий.
Что касается самого Амира Азаева, то после убийства он как ни в чем не бывало вернулся к исполнению своих обязанностей. На звонки местных жителей в прокуратуре отвечали, что свидетелей преступления нет. Проще говоря, кто же главу администрации посадит? Но именно безнаказанность руководителя подтолкнула некоторых очевидцев убийства поехать в прокуратуру и все-таки дать свидетельские показания. Вскоре дело № 32235 о смерти Дадаева С.А. было передано в Кизилюртовскую межрайонную прокуратуру. Параллельно тем немногим свидетелям, которые все же дали показания, начали намекать на их дальнейшую незавидную судьбу.
P.S. 27 октября прошлого года семьдесят жителей Казбековского района приехали в Москву и у Спасских ворот Кремля устроили пикет, требуя вмешательства Генеральной прокуратуры. После этого в Дагестан вылетела специальная комиссия, которая потребовала отстранить от ведения дела прокурора Белялова и взять дело под контроль Генеральной прокуратуры. Политика главы района изменилась - кнут сменился пряником. Теперь свидетелей убийства перестали запугивать и посулили деньги, причем довольно большие. К примеру, одна из свидетельниц рассказала "Версии", что предложенная ей сумма постепенно дошла до миллиона рублей. Неудивительно, что многие отказались от показаний, но не все, и 4 ноября Азаев был задержан на... 48 часов. Но на этом победы азаевской "оппозиции" закончились. Дело было передано в суд, откуда, несмотря на ходатайство прокуратуры о необходимости ареста обвиняемого, председатель Советского районного суда города Махачкалы Фатима Махатилова отпустила его под подписку о невыезде. И только 29 декабря 2003 года прокурор Республики Дагестан утвердил обвинительное заключение, в котором черным по белому сказано: "...из хулиганских побуждений произвел в упор выстрел в Дадаева С.А.".
Несмотря на это и на активное вмешательство Генеральной прокуратуры, Амир Азаев до сих пор возглавляет Казбековский район. Его должность вполне позволяет влиять на ход дела и показания свидетелей. Так что не будет удивительно, если и это дело повторит судьбу прошлого, петербургского, и растворится в архивах силовых ведомств.
Источник газета «Версия» Версия Артема Мясницкого.